То, что я изложу в этой заметке, конечно, давно известно любому человеку, который интересовался (даже поверхностно) историей авиации Второй Мировой войны. Но так как у нас всё больше и больше тиражируются самые необоснованные выдумки и войне, повторяются нелепые мифы, то я решил, что будет полезно немного напомнить историю немецкого самолёта FW.190, и самые главные советские мифы, с ним связанные.
В советских книгах, и не только для детей, а вроде бы вполне серьёзных, можно было прочитать, что к битве на Курской Дуге немцы подготовили много новых образцов вооружения: танки «Тигр» и «Пантера», самоходное орудие «Фердинанд», штурмовик Hs.129 и новейший истребитель FW.190. Последний предназначался для замены безнадёжно устаревшего основного истребителя Люфтваффе Bf.109.
И ладно бы в советских книгах такое писали, подобное я несколько раз недавно слышал с экрана от телеканала «Звезда».
Надо сказать, что опытный FW.190 взлетел ещё до начала Второй Мировой. Первые серийные самолёты начали поступать на вооружение частей, находившихся во Франции в конце июля 1941 года, а первый сбитый «фокке-вульфом» английский самолёт зафиксирован 7-го августа.
Летом 1942 года в находивших во Франции частях Люфтваффе было по списку 265 самолётов FW.190A, в противовоздушной обороне Германии было ещё 148 таких машин. Около полусотни таких самолётов базировались в Норвегии. А до Курской битвы было ещё так далеко…
Ещё одним непонятным утверждением является то, что FW.190 создавался как замена «Мессершмиттам». И только потому, что «фоккер» якобы оказался совсем неудачным, пришлось производить истребители Bf.109 до самого конца войны.
Вообще это такой полный бред, что даже непонятно, кому сие пришло в голову и почему его повторяют.
Самолёты Bf.109 и FW.190 вообще относились к разным классам истребителей, и никак не могли заменять другу друга, а могли лишь дополнить. Истребитель Вилли Мессершмитта был предназначен для завоевания господства в воздухе в первую очередь, лёгкий, скоростной и маневренный, он вполне законно претендует на звание лучшего истребителя Второй Мировой. Самолёт Курта Танка создавался под совершенно другие требования: во главу была поставлены живучесть, лёгкость в освоении, неприхотливость в эксплуатации. То есть те качества, которыми приходилось порой жертвовать при создании фронтовых истребителей, таких как немецкий Bf.109 или английский «Спитфайр».
Мало того, но FW.190 – это не совсем и истребитель. Особенно если рассматривать его с позиции советского-германского фронта. Поскольку большая часть «фокке-вульфов» отправляемых на Восточный фронт представляли собой модификации FW.190F (один из лучших штурмовиков Второй Мировой) и FW.190G (пикирующий бомбардировщик, занявший место Ju.87), а истребителей было совсем немного. Среди самолётов FW.190A так же большинство версий было именно штурмовых, а не истребительных.
В Курской битве действительно истребители FW.190A впервые применили массово, вся истребительная авиация на северном фасе Курской Дуги была представлена именно этими машинами. Тогда как все штурмовики находились на южном фасе. Но в последующем, большинство машин на Восточном фронте использовались как самолёты поддержки сухопутных войск, тогда как истребительные версии нашли себя на фронте Западном.
Согласно опять же советской версии, истребитель FW.190 оказался не очень удачной машиной и его легко сбивали наши истребители. Можно было ограничиться лишь тем, что не особо легко его и сбивали, но тут стоит обратить внимание на один факт.
Часто описывается, как наши истребители встречались в воздухе с немецким группами истребителей смешанного состава, где были и «фокке-вудьфы» и «мессершмитты». Ну и, разумеется, легко их сбивали и обращали в бегство, даже если немцев было больше.
На самом деле немцы не использовали подобные смешанные группы, насколько я знаю. И хотя описанные выше случаи, чаще всего вообще не подтверждаются, но с другой стороны подобное вполне могло иметь место. Только с уточнением, что истребители «мессершмитт» сопровождали штурмовики «фокке-вудьф». FW.190 считается истребителем-штурмовиком, то есть оно мог не только наносить удары по наземным целям, но и вести воздушный бой, при этом являясь достаточно сильным соперникам для наших истребителей. Однако нагруженный бомбами или ракетами «фокке-вудьф», конечно, становился тяжелым и неповоротливым. И в таком положении он действительно становился значительно слабее в воздушном бою и мог стать добычей истребителей противника.
Желающим отвлечься от темы авиации рекомендую мою статью:
Сколько же танков Вермахта было в Курской битве?