Найти тему
cozy eisbrecher

Последний паровой ледокол в России

Паровой двигатель произвел революцию в судостроении. Кажется, произошло это не так давно - но сколько вы знаете действующих пароходов? О некоторых из них мы уже рассказывали, это к примеру шведские “Bore” и “Sankt Erik”, немецкий “Stettin” и другие. А как обстоят дела в России? Первым на ум приходится, конечно, колёсный пароход “Н.В. Гоголь”, построенный в 1911 г. Но мы здесь всё-таки больше говорим о ледоколах.

Тогда вспоминаются знаменитые музейные суда - “Красин” и “Ангара”. Но то музеи, а есть ли в России действующие паровые ледоколы? Не хочется давать однозначный ответ на этот вопрос, поскольку хочется надеяться, что где-то существует восстановленное или восстанавливаемое паровое историческое судно (если наши подписчики обладают какой то информацией о таких проектах, очень просим вас написать об этом в комментариях). Сегодня же мы расскажем о старейшем паровом ледокольном буксире - сюжет этот действительно удивительный.

История этого судна тесно связана с именем энтузиаста исторического флота Валентина Сыромятникова. Валентин - отставной военный моряк, грезил идеей вернуться обратно в море, но уже на своём собственном судне, а в идеале еще и историческом. В 1992 г. мечта Сыромятникова обрела физические очертания - в родном Санкт-Петербурге на территории завода “Спецтранс” был найден паровой буксир, ожидающий сдачи на металлолом. Валентин изучил замусоренное судно, выяснил, что паровая машина осталась цела, а покрашенные несколькими слоями масляной краски детали из меди и бронзы не тронуты охотниками за цветметом. По имевшимся документам буксир был построен на Ладоге в 1946 г. и носил имя “Колпино”. Энтузиаст выкупил судно, дал ему новое имя - “Дункан” (в память о произведениях Жюля Верна) и перегнал на реку Ждановка, где планировал приступить к реставрации. Взявшись за работу, он понял, что восстановление парового двигателя и многих других деталей судна просто невозможна без точной информации о буксире. В итоге реставрация началась с работы в архивах. И вот, что она показала. Наш герой был построен в Финляндии в г. Варкаус на верфи “Павел Валь и Ко” в 1901 г. Первое название парохода - “Лепорелло”, он был приобретён для работы на Ижорских заводах и прибыл к месту службы в апреле 1902 г. Длина буксира составляла 21,3 м, ходовая рубка была сделана разборной (для прохождения под низкими мостами Санкт-Петербурга), внутри был салон, каюты для экипажа, кладовые и вспомогательные помещения. Паровой двигатель финского производства мощностью 75 л.с. обеспечивал скорость судна порядка 8 узлов. После прохождения всех испытаний в сентябре ледокол-буксир переименовали в “Колпино”. Первым капитаном судна был М.С. Чеханов. Основной работой буксира была доставка грузов на судостроительные заводы. Опыт капитана при работе на буксире “Колпино” использовался при проектировании новых паровых буксиров, строительство которых началось уже в 1938 г. Военные годы ледокол-буксир “Колпино” прослужил во вспомогательном флоте ВМФ, проводил эвакуацию из осажденного Ленинграда, обеспечивал работу портов в качестве ледокола.

Путь из осажденного Ленинграда, фото из книги В. Сыромятникова
Путь из осажденного Ленинграда, фото из книги В. Сыромятникова

1946 г. буксир встретил, пройдя капитальный ремонт - с новыми топочными котлами. Еще спустя десять лет в 1956 г. котлы перевели на жидкое топливо, на котором ледокол-буксир “Колпино” верой и правдой прослужил до 1987 г., пока не был списан как морально устаревший.

Узнав всю историю буксира и его заслуженный возраст, Виталий Сыромятников разумеется пожалел о том, что поспешил и сменил имя судну, но назад дороги не было, и начались работы по восстановлению. Боясь воровства, Виталий переехал жить на пароход, вынес весь мусор, переклепал корпус, используя ручную дрель (на месте стоянки не было электричества), заменил ходовую рубку и построил удобную кают компанию. Помещения судна со временем заполнялись морскими артефактами - навигационными инструментами, деталями убранства, литографиями пароходов, а в кают компании был установлен камин. Уже в 1994 г. Валентин выводил “Дункан” под парами на большую воду.

-4

Осознав отнюдь не детские аппетиты паровой машины, он решил переоборудовать ледокольный буксир в паровую шхуну, установив две парусные мачты. Сыромятников пытался привлечь внимание властей к уникальному паровому судну, но все тщетно - даже в параде парусных судов посвященных 300-летию российского флота “Дункан” участвовал по собственной инициативе. И тогда хозяин судна решился на рискованный шаг - перейти на почти столетнем паровом речном буксире Балтийское море и показать “Дункан” европейской публике. Собрав команду из 9 волонтёров-энтузиастов, в июле 1998 г. Он вывел “Дункан” из Санкт-Петербурга и взял курс на Хельсинки. До Хельсинки дошли не без приключений (часть пути пришлось идти под парусами, но вскоре двигатель отремонтировали). Из Хельсинки “Дункан” отправился в Стокгольм, где успешно выступил на фестивале паровых судов. Участие в фестивале и знакомство с экипажами других исторических судов позволило собрать средства и топливо для перехода обратно в Финляндию, но уже в г. Турку. Там прошел еще один успешный для “Дункана” фестиваль, а капитану удалось познакомится с двумя братьями, державшими небольшую судоверфь и предложившими помощь в ремонте и стоянку для судна.

-5

Там шхуна провела аж два года, и капитан сумел привести её в идеальное состояние. В 2000 г. отремонтированный и полный сил “Дункан” с новой командой ушел через Швецию в Германию в надежде поучаствовать в слете исторических судов. Но и этот путь не прошел без приключений - последние мили в отсутствии топлива прошли на буксире. “Дункан” обосновался в немецком г. Росток. На его борту проводились экскурсии, а местные функционеры обещали бесплатную стоянку и топливо на обратный путь. Волею судеб пароход встретил свое столетие у того же причала, не сдвинувшись с места. Хозяева пристани позже отказались от своих слов и потребовали деньги за стоянку и плату за не поставленное топливо, и тогда Валентин решил бежать из Германии. Команда на тот момент состояла из еще меньшего количества людей, а маршрут был проложен в Данию. После окончания фестиваля экипаж составлял всего три человека, но и переход предстоял недолгий - в датский г. Калунборг. Однако, как это бывает, вмешался случай. Внезапно налетевший шторм чуть было не утопил пароход.

-6

Виталий, сумевший добраться до берега, пытался договориться в порту Калунборг о спасении шхуны, но не мог помочь своей команде, штормовавшей на борту. В результате “Дункан” был выброшен на берег, и оказать помощь в спасении судна сумел только российский консул, добившийся от датчан обещания бесплатной помощи. Датчане отказали капитану “Дункана” в участии в спасательной операции, и в ходе неё столетний пароход затонул в фарватере порта.

Кадры сняты с борта датского спасательного судна "Волунд"
Кадры сняты с борта датского спасательного судна "Волунд"

Позже спасательные службы датского порта угрожали взорвать судно как опасное для судоходства препятствие, но к счастью этого удалось избежать. Организованное Виталием Сыромятниковым общество друзей “Дункана”, в которое вошли многие иностранные доброжелатели, знакомые с пароходом по фестивалям, смогло собрать деньги на операцию по подъёму судна из глубин Балтийского моря.

-8

По последней информации, которую мы смогли найти, пароход “Дункан” сейчас находится в музее техники восточного блока в г. Дамгартен в Германии. Проверить это сейчас, по понятным причинам, мы не можем - поэтому если кто-то из наших подписчиков знает, каково сейчас состояние парохода, очень просим сообщить нам об этом в комментариях. По итогам многочисленных злоключений, Виталий Сыромятников написал книгу “Пароход “Дункан” и пираты Балтийского моря”, в которой подробно описывается история реставрации и походов более чем столетнего ледокольного буксира в опасной для него открытой воде.

Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.

Мы в Telegram