Найти в Дзене
Советская авиация

Куда и зачем летал самый большой самолёт в мире?

Оглавление
Фото: В. Несенюк
Фото: В. Несенюк

Ан-225 «Мрiя» ‒ крупнейший в истории самолёт, нашедший себе практическое применение. В разное время он перевозил бульдозеры для ликвидации последствий землетрясения на Гаити, технику для борьбы с нашествием саранчи, трамваи, электростанции и даже живых жирафов. Но давайте по порядку.

Фото: DJ
Фото: DJ

Ан-225 был спроектирован и построен специально для перевозки космического корабля «Буран» и различных компонентов ракеты-носителя «Энергия» от места производства к месту запуска. Также ставилась задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.

Фото: авиару.рф
Фото: авиару.рф

К сожалению, авиастроители сильно опоздали. Ан-225 поднялся в небо лишь 21 декабря 1988 года, спустя пять недель после первого и единственного полёта «Бурана» в космос. А все задачи по доставке крупногабаритных грузов были выполнены самолётами ВМ-Т «Атлант», переделанными из бомбардировщиков 3М разработки В.М. Мясищева.

Фото: авиару.рф
Фото: авиару.рф

Однако, «Мечте» всё же удалось немного поработать «по специальности». В мае-июне 1989 года она перевезла «Буран» с Байконура на авиасалон в Ле-Бурже (Франция). Спустя два года визит был повторён. Это был тот самый «челнок», который 15 ноября 1988 года летал в космос, а в 2003 году погиб под рухнувшей крышей ангара в том же Байконуре. Но кто тогда мог предсказать настолько печальный конец?

Фото: Eddy
Фото: Eddy

В сентябре 1990 года самолёт почтил своим присутствием авиашоу в Фарнборо (Великобритания).

Фото: Chris
Фото: Chris

В августе 1993 года самолёт участвовал в самом первом МАКСе в Жуковском. Отсюда он чуть было не улетел в историю.

Фото: А. Набиулин.
Фото: А. Набиулин.

Ведь после 1994 года «Мрiя» прекратила полёты, самолёт начали разбирать. Двигатели сняли в пользу востребованных в коммерческих перевозках Ан-124. Однако, уже спустя несколько лет началось восстановление и модернизация самолёта для использования в международных коммерческих грузоперевозках. 23 мая 2001 года были выданы сертификаты типа, и началась новая страница в жизни самолёта.

Фото: P. Noret
Фото: P. Noret

В том же году «Мрiя» посетила Ле-Бурже и МАКС в Жуковском, а 11 сентября установила рекорд по весу груза ‒ 253,8 тонны.

Фото: Р. Николян
Фото: Р. Николян

Дальше посыпались заказы со всего мира. Например, в ноябре 2003 года состоялась перевозка электрогенераторов из США в Афганистан.

Фото: Е. Пашнин
Фото: Е. Пашнин

16 июня 2004 года был установлен рекорд по весу перевезённого по воздуху коммерческого груза, когда самолёт доставил 247 тонн строительной техники из Праги в Ташкент. На фото самолёт в Рузине перед загрузкой. Дальше были две промежуточные посадки в Киеве и Ульяновске для дозаправки.

Фото: П. Ванка
Фото: П. Ванка

В январе 2007 года состоялась доставка нескольких бобин кабеля из Кёльна в Виндхук (Намибия).

Фото: R. Spoddig
Фото: R. Spoddig

11 августа 2009 года Ан-225 привёз из Франкфурта в Ереван генератор для ТЭЦ весом 174 тонны, который транспортировался на специальной раме весом 13,6 тонн. Общий вес груза составил 187,6 тонн, поэтому самолёт был занесён в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза.

Фото: Ч. Сянюй
Фото: Ч. Сянюй

10 июня 2010 года самолёт перевёз из Китая в Данию самый длинный груз в истории воздушных перевозок ‒ две лопасти ветряка длиной 42,1 метра каждая. Доставка по морю заняла бы целый месяц, а «Мрiї» для этого понадобилось всего 12 часов.

Загрузка лопасти в Ан-124. Фото: aerovokzal.net
Загрузка лопасти в Ан-124. Фото: aerovokzal.net

26 июля 2011 года «Мрiя» прилетела на открытие аэропорта Донецк после реконструкции к Евро-2012, изрядно напугав местных жителей.

Январь 2012 года ‒ перевозка бобин с подводным кабелем производства компании Ericsson из Стокгольма в Сеул, с промежуточной посадкой на дозаправку 113 тоннами керосина в Новосибирске.

Фото: А. Бондаренко
Фото: А. Бондаренко

27 сентября 2012 года во время авиасалона «Авиасвит-XXI» внутри грузового отсека Ан-225 была устроена картинная галерея «Артавиа-2012», вместившая 500 работ кисти 120 художников. Вместе с картинами самолёт поднялся на высоту 10 150 метров, что было зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. А вообще, «Мрiя» ‒ обладатель около 250 мировых рекордов.

Фото: ato.ru
Фото: ato.ru

В октябре 2012 года самолёт улетел в Хьюстон (США) забирать уникальное нефтяное оборудование для Шри-Ланки. Заправка 225 тонн топлива в аэропорту Минск-2 длилась 12 часов и стоила $260 тыс.

Фото: В. Чуденцов
Фото: В. Чуденцов

В ноябре 2013 года самолёт перевёз трансформатор Siemens для электростанции San Lorenzo из Загреба (Хорватия) в Себу (Филиппины) с дозаправкой в Алматы (Казахстан). Вес трансформатора составлял 136 тонн, а общий вес груза ‒ 180 тонн. Для хорватских СМИ это стало «первополосным» событием.

В 2014-2015 годах «Мрiя» на пару с «Русланом» совершила целую серию перелётов по маршруту Лейпциг‒Туркменбаши‒Алматы‒Шицзячжуан, доставляя пресс-формы для производства автомобилей Mercedes-Benz и другую продукцию немецкого тяжёлого машиностроения для китайских заводов.

Фото: WangDaliang
Фото: WangDaliang

Но не всегда «Мечта» перевозила только «мирные» гражданские грузы. В январе 2015 года из Остравы (Чехия) в Нигерию была переброшена партия танков и другого вооружения, необходимого для борьбы с террористами Боко Харам. Также ходили упорные слухи о поставках оружия в Грузию летом 2008 года, но никаких подтверждений этому нет.

-19

10 мая 2016 года самолёт вылетел из Киева и, совершив по пути четыре промежуточные посадки — в Праге, Туркменбаши, Хайдарабаде (Индия) и Куала-Лумпуре (Малайзия), 15 мая приземлился в Перте (Австралия). Грузом был 117-тонный генератор пльзеньской фирмы Brush SEM.

Фото: П. Беран
Фото: П. Беран

В ноябре 2016 года «Мрiя» перевезла из Сан-Паулу в Сантьяго (Чили) изготовленную в Бразилии компанией ABB электротурбину весом 155 тонн, установленную в фюзеляже внутри специальной 27-тонной конструкции. Общий вес груза составил 182 тонны, что стало рекордом для Южной Америки.

Инфографика: La Tercera
Инфографика: La Tercera

В 2018 году самолёт встал на плановый ремонт и модернизацию, который продлился 1 год 8 месяцев. До этого в среднем «Мрiя» выполняла 20-30 рейсов в год.

Первый же после ремонта коммерческий рейс был связан с противодействием пандемии коронавируса. 11 апреля 2020 года самолёт перелетел в Тяньцзинь (Китай) с дозаправкой в Алматы. Там в него было погружено 100 тонн медицинского оборудования, которые 14 апреля по заказу британской компании Chapman Freeborn были доставлены в Варшаву.

Фото: K. Paradowski
Фото: K. Paradowski

Сейчас у самолёта очередной перерыв между полётами, но нет сомнений, что скоро мы снова увидим его в небе и на экране Flightradar24.

А вот подробностей перевозки живых жирафов на Ан-225 мне так найти так и не удалось. Может, вы что-то об этом слышали? Напишите в комментариях!

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!