Найти в Дзене
Удивительный Мир

Грузовики-Монстры Дакара 2021: чем может удивить грузовой зачет?!

Привет, друзья! Пандемия в Европе внесла свои коррективы и в «Дакар-2021. Большинство команд сократили число экипажей, а некоторые просто не смогли добраться до 43-го по счету марафона. Однако, трудности – это синоним Дакара, с начала проведения которого в 1979 погибло уже 70 человек… 7646 км со стартом и финишем в саудовском городе Джидда – не менее опасны, чем Covid-19. Для участия в гонке записались более 550 человек из 49 стран. В заездах принимают участие 129 мотоциклов, 124 легковых автомобиля. Но самый зрелищный класс - это, конечно же, грузовой зачет из в общей сложности 42 экипажей. В этом видео предлагаю посмотреть на самых величественных и зрелищных участников 43-го марафона, в том числе даже на тех, кто так и не добрался до старта… Поехали!

Для команды «КАМАЗ-мастер» предстоящий марафон станет 30-м по счету. Еще в 1991 году до финиша уже своего второго «Дакара» машины «Синей Армады» добрались без потерь и заняли вторую и третью ступени пьедестала. Первая же победа произошла в 1996. С тех пор «КАМАЗ-мастер» уже почти два десятка забирал себе статуэтку «Золотого бедуина».

В 2021 российская команда выставила на гонку четыре спортивных грузовика КАМАЗ-43509 образца 2018 года. Но в этом году в грузовиках реализовано много тонких вещей. Особенно ребята с берегов Камы хвалятся новой гидромеханической АКПП – переключения стали еще более быстрыми и плавными! Она позволяет переключаться без разрыва потока мощности, что особенно полезно в тяжелых песках. Интересно, что на боевом болиде стоит абсолютно серийная модель. Вся проделанная над ней работа была направлена лишь на усовершенствование программного обеспечения, плюс поколдовали над дополнительным охлаждением масла — без него в пустыне под бешеными нагрузками далеко не уедешь.

Камаз 43509 образца 2018 года - актуальный болид российской команды.
Камаз 43509 образца 2018 года - актуальный болид российской команды.

Рабочий объем двигателя по регламенту - 13 литров, поэтому под кабиной прописалась рядная «шестерка» Cummins DCEC ISZ-13. Доводкой этого мотора челнинцы занимались еще с 2016 года, и результат не заставил ждать. Дизель развивает 1100 лошадиных сил и 4300 Нм момента, при том максимальный крутящий доступен уже с 1500 оборотов в минуту! Также в актуальном болиде “КАМАЗ-мастер” установлены барабанные тормоза классической компоновки, разработанные инженерами команды.

Далека от стока и подвеска в КАМАЗ-43509. Жесткость рессор, пружин и их наличие, а также настройки амортизаторов подбираются практически под каждого пилота, под индивидуальный стиль пилотирования, а всего разработано более сотни тонких настроек!

Пилоты команды отмечают, что, когда садишься за руль такого грузовика, складывается ощущение, что управлять им легче, чем джипом. Отличная работа подвески, у машины прекрасная динамика. Пожалуй, нет больше грузовика, который ехал бы по дюнам также бодро и уверенно, как «Камаз»! Наверняка, успех ожидает и в этом году, что также продвинет марку на зарубежных рынках. Их коммерческие автомобили сегодня по характеристикам во многом даже лучше ряда известных конкурентов. А всем давно известно: преуспел в гонках – не за горами и прирост в продажах! Так что, по всей видимости, уже в следующем году нас ждет обновление спортивных грузовиков КАМАЗ уже в облике К5, что станет следующим уверенным шагом к покорению новых вершин!

Примерно так будет выглядеть новое поколение раллийных грузовиков Камаз К5!
Примерно так будет выглядеть новое поколение раллийных грузовиков Камаз К5!

Но не стоит забывать и об остальных участниках ралли! На бескрайних просторах Аравийского полуострова камазовцы будут отстаивать титул чемпионов в непростой борьбе с другими серьезными участниками грузового зачета: IVECO, TATRA, МАЗ, PRAGA, RENAULT и MAN.

Ежегодно «Дакар» удивляет тем или иным событием. На этот раз необычным решением отметился чилиец Игнасио Касале. 33-летний южноамериканец трижды выигрывал главный приз ралли-марафона - в 2014-м, 2018-м и 2020-м в зачете квадроциклов, но также пробовал себя на мотоцикле и мотовездеходе (не особо вышло). Теперь он бросил вызов другой категории, став членом чешской команды Tatra Buggyra Racing.

Tatra Buggyra Racing вместе с легендой марафона Игнасио Касале даст бой Камаз-мастер на Дакар 2021!
Tatra Buggyra Racing вместе с легендой марафона Игнасио Касале даст бой Камаз-мастер на Дакар 2021!

Последняя - большая шишка в мире спортивных грузовиков. Ее двигатели ставят на дакаровские Татры и даже МАЗы, их рассматривали Камазовцы, а еще их силовым агрегатом оснащен монстр, поставивший абсолютный рекорд скорости среди грузовиков – 285 км / ч!

 Buggyra-рекордсмен: в погоне за 300 км/ч
Buggyra-рекордсмен: в погоне за 300 км/ч

TATRA PHOENIX Buggyra питается от мощного шестицилиндрового двигателя Gyrtech Rally Power MK 19-3EC, развивающего 1100 л. с. и 4500 Нм момента. И имеет 16-ступенчатую механическую коробку, которая поморочит голову пилотам на дюнах! Грузовик имеет пиковую скорость, ограниченную правилами до 140 км / ч по соображениям безопасности. В общем, у этой Buggyra есть порох в пороховницах на 100% воплощенный в их боевой TATRA!

Идейная концепция Татры уже давно сделала себе имя на «Дакаре»!
Идейная концепция Татры уже давно сделала себе имя на «Дакаре»!

Еще одним серьезным претендентом на победу станет талантливый чех Мартин Мацик из BIG SHOCK RACING. В 2018 и 2020 годах он становился пятым в общем зачете и рассчитывает на большее. По словам пилота, в условиях тотальной отмены гонок из-за коронавируса ему не хватало боевых тренировок за рулем грузовика, который в команде ласково называют «Карел». Однако, амбиций на пьедестал это не отменяет. Главным изменением в IVECO по сравнению с прошлым годом также стала установка «автомата», на отсутствие которого в 20-том году жаловался Мартин! Это ускорит ход, особенно в дюнах, где он позволяет более плавно двигаться на полном газе. В прошлом году, кстати, Big Shock были единственными в ТОП-5, кто ездил "на ручке".

Еще один представитель легендарной дакаровской династии – Алеш Лопрайс из INSTAFOREX LOPRAIS PRAGA. Племянник Карела Лопрайса, шесть раз поднимавшего над головой «Золотого бедуина», мечтает о своей первой победе на «Дакаре». Верх его достижений пока - третье место в 2007-м. Отмечать свой 41-й день рождения Алешу придется по ходу 15-й в карьере гонки на грузовике Praga V4S Dakar. На нем он был шестым в прошлом январе, но за минувший год спортивный автомобиль претерпел ряд изменений!

По сути, грузовик Лопрайса является все той же Татра, стилизованной новой харизматичной внешностью. Если заглянуть в историю и углубиться в интернет, можно прийти к выводу, что грузовики «Прага» не выпускаются с 1953 года, а самой популярной моделью компании была V3S 1952 года.

Praga V3S 1952. "Прага"! Что ты такое?!
Praga V3S 1952. "Прага"! Что ты такое?!

После компания претерпела ряд с десяток сложных метаморфоз. Раз за разом компания представала в новых обличиях, то возобновляя выпуск грузовиков, то начиная выпускать мотоциклы... Пока не переродилась вновь во втором десятилетии 21 века в Прагу-Экспорт. Последняя увлеклась производством спортивных картов, и даже создала свой гоночный автомобиль Praga R4. И вот в 2019 частная дакаровская команда Алеша Лопрайса не нашла поддержки у Татра.. Но нашла в Праге! Впрочем, я так и не понял, чем новый партнер помогает Алешу, потому как сам грузовик – просто перелицованная Татра с ее знаменитой хребтовой рамой и прочими достоинствами, доработанными силами команды Лопрайса! Но согласно заявлениям Алеша, эта машина легче и мощнее, чем предшественник, что делает её быстрее. Кроме того, в ней использована автоматическая коробка передач.

И впервые с «Дакара-2014» команда выставила два экипажа. Второй грузовик – это клон «Праги» Tatra Queen 69 с Яном Томанеком в кабине, который будет исполнять роль быстрой технички.

Белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» выставила сразу два своих новейших капотных грузовика МАЗ-6440RR – под управлением Сергея Вязовича и Алексея Вишневского. Грузовик получил в качестве основы проверенное боевыми условиями шасси 5309RR, удлиненную кабину — от МАЗ-5440 и стеклопластиковый капот от экспериментального седельного тягача МАЗ-6440PA, который был представлен на выставке в 2011 году, но не нашел коммерческого предложения из-за действующего во многих странах ограничения на габаритную длину автопоезда. Именно благодаря последней разработке МАЗу удалось выкатить капотник на ралли. Автомобиль оснащен мотором Caterpillar С12 модернизированный вышеупомянутыми чехами из Buggyra Racing объемом 13 литров. Он позволяет красному монстру разгоняться до 100 менее чем за 9 секунд!

Однако, на данный момент уже известно, что Сергей Вязович, дважды поднимавшийся на подиум в 2018 и 2020 годах, в этом году уже никак не сможет повторить свое достижение. Его экипаж провел в пустыне более суток, пытаясь устранить поломку АКПП. Но, увы, это оказалось невозможно и экипаж досрочно снялся с гонки.

А вот легендарный голландский гонщик Жерар де Рой из PETRONAS TEAM DE ROOY IVECO вообще не добрался до старта. В прошлом году он пропустил гонку из-за травмы спины. Но тогда его команда принимала участие без него на уникальном капотном Iveco Powerstar. В этом же году не произошло даже этого, и КАМАЗовцы лишились одного из своих самых опасных конкурентов!

Особо хочется отметить команду RIWALD DAKAR TEAM из Нидерландов, которая еще в прошлом году «прорубила окно в экобудущее Дакара», представив сенсационный грузовик с первой в истории марафона гибридной дизель-электрической установкой – Renault C460 Hybrid Edition.

Она была создана при помощи специалистов из ZF, которые помогли скрестить дизельный 12,8-литровый движок Renault DXI13 выдающий 1040 л.с. и 4600 Нм момента с электромотором ZF CeTrax lite на передней оси грузовика, который добавляет еще 200 л.с. и 1600 Нм! Для того, чтобы обеспечить эффективный и бесперебойный дуэт «двух альтернативных сердец», работающих на принципиально разных оборотах в минуту, специалисты ZF разработали уникальный редуктор и приправили все это дело автоматической коробкой передач и фирменной раздаткой! Изменения в распределении мощности позволили еще лучше использовать мощь электродвигателя. Также конструкторы MKR Technology оптимизировали распределение веса грузовика, изменив расположение аккумуляторов общим весом 700 кг, что также повысило комфорт в кабине.

Помощь от электрифицированной передней оси на подъемах у гибрида просто колоссальная!
Помощь от электрифицированной передней оси на подъемах у гибрида просто колоссальная!

Так что Герт Хузинк рассчитывает на победу. На тестах гибридный грузовик всегда показывал лучшее время от своих дизельных собратьев, однако Дакар не щадит никого! В прошлом 2020 году ребята оказались двадцатыми, но в 2021 они утверждают, что все проблемы в прошлом!

В первый день Дакара этого года гибридный грузовик показал 13 место, что в принципе неплохо, однако его дизельная копия пришла под номером 9! Проблемы все не покидают пока еще сырой гибрид Renault!

International Scania Lonestar DKR3 – еще одна жемчужина марафона в стиле American Classic. Это работа еще одной голландской команды Dakarspeed. Мода на капотники на «Дакаре» не проходит. Оно и неудивительно: такой автомобиль действительно удобнее для пилотов за счет меньших ударных нагрузок на позвоночник. Впрочем, кабина от американского тягача International LoneStar – для кого-то просто красивая, а для кого-то уродливая, но в обоих случаях запоминающаяся обертка прошлогоднего капотника Scania.

Партнерские связи шведской Scania, по совместительству спонсора Dakarspeed, дали право использовать американскую кабину.
Партнерские связи шведской Scania, по совместительству спонсора Dakarspeed, дали право использовать американскую кабину.

Прежний грузовик был построен на базе капотной Scania T четвертой серии, и никакими особыми успехами не блистал. На Dakarspeed DKR-3 используется тот же двигатель — 6-цилиндровый рядный Scania D13 мощностью 1100 л. с. Шасси для новой машины заказали в Чехии у конкурента Big Shock Racing. А вот автоматическая коробка здесь также родом из континента Колумба: Allison серии 4000.

Однако, уже на третий день выступления, грузовик слетел с Дюны и перевернулся на крышу, чем закончил свое выступление. Жаль, результаты до этого были неплохие!

Капотная версия Камаз 43509 была одним из первых таких машин на Дакаре!
Капотная версия Камаз 43509 была одним из первых таких машин на Дакаре!

Примечательно, что одним из первых, кто построил капотную машину, был не превзойденный «КАМАЗ-Мастер». Однако по понятным, но нечетко сформулированным причинам капотник с кабиной от грузовика Mercedes Zetros уже несколько лет в роли аутсайдера. Когда мы увидим «Черную пулю» на мировой сцене, пока по-прежнему неясно.

Еще один интересный грузовик должен был участвовать на Дакаре 2021, но по каким-то причинам так и не добрался до Аравийского полуострова. Машина чешской команды Fesh-Fesh с использованием большинства компонентов от Форда получила двигатель от Рено – мотор с индексом DXi 13, 6-цилиндровый 920 -сильный агрегат, и базу 4*4 от Татры. Коробка передач: ZF, механическая на 16 +2 скоростей. В общем, такая себе сборная солянка, тем не менее весьма интересная. В концепции автомобиля заложены комфорт, улучшенная устойчивость и управляемость. Более о нем мало что известно.

Также не будем забывать и о «темных лошадках». В этом выпуске можно было вспомнить легендарный японский Hino, а также модифицированные модификации грузовиков Volvo, DAF и MAN. «Дакар» – это отнюдь не поездка из пункта А в пункт Б, а тяжелейший марафон с множеством неожиданных сюрпризов, от которых не застрахован ни один участник.
Участие в нем – уже победа сама по себе. И это чувство воодушевляет всех участников, пожалуй, самого сложного и легендарного ралли-марафона на планете!

Через пару дней для данного материала выйдет ролик на моем Ютуб-канале. Проверяйте его наличие по ссылке на канал: https://www.youtube.com/c/УдивительныйМир/featured