===
===
Машиностроительный завод Саранский экскаватор («Сарэкс»), расположенный в столице Мордовии, с 1960 года производит колёсные экскаваторы и погрузчики на базе тракторов МТЗ и ЮМЗ.
В 2007 году на заводе в городе Саранске началась сборка колёсных тракторов МТЗ «Беларус» тягового класса 2.0, а в 2008 году – совместное производство с известной китайской компанией Jinma тракторов под торговой маркой «АЕС-804».
===
После вхождения завода в состав концерна «Тракторные заводы», в 2011 году в Саранске началось производство универсальных колёсных тракторов Сарэкс Х-1304 тягового класса 2.0.
===
На трактор Х-1304 устанавливался рядный дизельный шестицилиндровый двигатель LR-6108-ZT52 объёмом 6,9 литра.
Номинальная мощность двигателя составляет 130 лошадиных сил при 2400 об/мин, максимальный крутящий момент – 490 Нм при 1600 об/мин.
===
Двигатель агрегатировался с механической коробкой передач (12 скоростей – вперёд и 4 – назад). Максимальная транспортная скорость трактора Х-1304 массой 4,6 тонны составляла 30 км/ч.
===
Полный привод 4х4 (с подключаемым передним мостом), большой дорожный просвет – 465 мм и колёса размерностью 14.9-26 (передние) и 18.4-38 (задние) обеспечивали хорошую проходимость трактора.
Трактор Х-1304 оснащался комфортабельной кабиной с панорамным остеклением, с отопителем и кондиционером, рулевое управление – гидрообъёмное.
Стоимость трактора Сарэкс Х-1304 в начале 2010-х годов составляла около 600 тысяч рублей.
===
===
Но в 2014 году производство трактора Х-1304 в Саранске было прекращено – в том числе и по причине резкого увеличения курса доллара к рублю.
А всё потому, что универсальный трактор САРЭКС Х-1304, который выпускался на Саранском заводе, – это была практически полная копия китайского трактора YTO X-1304, который всего лишь собирался в Саранске.
==
В результате, очень важная рыночная ниша тракторов тягового класса 2.0 мощностью 130 лошадиных сил осталась незаполненной в России, а у тракторов МТЗ «Беларус» так и не появилось конкурентов.
===
Вот такая небольшая малоизвестная история недолгого производства универсальных тракторов 2-го тягового класса в течение трёх лет случилась на СарЭксе.
В заключение отметим, что в настоящее время производство на заводе в Саранске потихоньку восстанавливается, и возможно скоро мы увидим новые саранские тракторы для российского сельского хозяйства.
===
Про производство тракторов китайского концерна YTO в Ивановской области вы можете прочитать в статье: «Лежневский завод»: короткая жизнь нового трактора в Ивановской области
===
===
Спасибо за внимание.