Найти тему
ХИМИЯ вокруг!

Когда у Дарьи Жуковой возникла идея создать "Гараж", она не представляла, что он станет таким. Строим из пластика.

Оглавление

История «Гаража» тесно связана с архитектурой. Первоначально музей размещался в здании Бахметьевского автобусного гаража в Москве (в честь которого и получил название), спроектированном конструктивистом Константином Мельниковым. Затем «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный Шигеру Баном, обладателем многих международных архитектурных премий. Таким образом, нынешнее здание – уже третий «дом» для «Гаража».

Летом прошлого года в Москве появилась новая достопримечательность – в парке Горького открылось основное здание музея современного искусства «Гараж». «В 2007-­ м, когда у меня только возникла идея создать подобную культурную институцию, я не представляла, что
«Гараж» станет таким», – заявила на презентации Дарья Жукова, основатель музея.

Он изначально был задуман как платформа для продвижения в России современного искусства. Здание, в котором теперь обосновался «Гараж», служит проводником этой мысли. Это результат реконструкции бетонных руин построенного в 1960-х кафе «Времена года». «Советское благородство» – понятие, с помощью которого автор нового «Гаража», знаменитый голландский архитектор Рем Колхас, описывает здание. Теперь вместо заведения, где студенты близлежащих Института стали и сплавов, «Керосинки» и Горного института любили пить пиво, в нем расположились выставочные и лекционные залы, кафе и библиотека. Восстановлены элементы первоначальной отделки, включая монументальную мозаику. Снаружи все это закрыто фасадом из полупрозрачного поликарбоната, служащего своего рода связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. 

Гости из будущего

История «Гаража» тесно связана с архитектурой. Первоначально музей размещался в здании Бахметьевского автобусного гаража в Москве (в честь которого и получил название), спроектированном конструктивистом Константином Мельниковым. Затем «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный Шигеру Баном, обладателем многих международных архитектурных премий. Таким образом, нынешнее здание – уже третий «дом» для «Гаража».
дом из пластика
дом из пластика

Здание «Гаража» выглядит ­ультрасовременно, хотя полимерные материалы стали неотъемлемой частью мировой строительной практики. Окна с профилями из поливинилхлорида, утеплители из пенополистирола, синтетические напольные и настенные покрытия, краски, полиэтиленовые трубы и те же поликарбонатные модули – без всего этого трудно представить современные города. Полимеры дешевы, практичны, а кроме того, в декоре пластик – это все еще элемент новизны, свидетельство стремления создать актуальный облик. Однако пластиковые архитектурные проекты, затеянные в прошлом веке, могут не только не потеряться на фоне современных решений, но и встать с ними в ряд.

Пионер движения, получившего название «архитектура пластмасс», был создан в 1933 году. На Всемирной выставке в Чикаго, проходившей под девизом «Век прогресса», публика увидела Vinylite House – дом, собранный из поливинилхлоридных панелей. Идея о применении легких и доступных пластиков для строительства была в то время, в разгар Великой депрессии, в некотором роде «социальным заказом». В немалой степени этому способствовала господствующая тогда эстетика конструктивизма.

В годы, предшествующие Второй мировой войне, был пластиковый бум. Не просто стремительно росли объемы производства, но появлялись новые продукты, к примеру, стеклопластики, ­полиамидные и полиуретановые смолы. Начавшийся после войны подъем жилищного строительства вернул интерес к новым материалам, причем стала популярной идея изготовления сборных элементов зданий прямо на заводах, что могло позволить ускорить и удешевить строительные работы.

В 1950-х специалисты Массачусетского технологического института разработали «Дом будущего». Это был крестообразный павильон-конструктор, представленный в калифорнийском Диснейленде. Он состоял из нескольких частей, соединяя которые можно было создавать здания любого размера. Его построила химическая компания Monsanto, сейчас специализирующаяся на биотехнологии растений, а в то время одной из первых в США начавшая выпускать жесткий пластик. Создатели разместили в этом необычном доме самую современную на тот момент мебель и бытовую технику – так, по их замыслу, выглядело бы жилище будущего. Собственно, и сейчас это здание с панорамными окнами могло бы считаться перспективным, а представленная в нем техника, например посудомойка, работающая с помощью ­ультразвука, инновационной. Аттракцион пользовался популярностью: за десять лет существования его посетили 20 млн человек.

Успех первых серьезных экспериментов вызвал повышенный интерес к сооружениям из пластмасс: во Франции в поселке Де-Сэр-Понсан был построен жилой пластиковый дом, а в Париже – административное здание со стенами из стеклопластика. Для архитекторов полимеры стали не только инструментом для творчества, но и вполне практичным материалом. В 1960-х случился прецедент фактического проживания в пластиковом строении его создателя: немецкий архитектор Дитер Смит спроектировал дом, в котором более чем на 10 лет поселился с семьей. Как и во многих современных зданиях, для утепления здесь был применен пенопласт.

Но самый известный в мире проект дома из полимеров был разработан в Финляндии в 1968 году. Автором стал архитектор Матти Сууронен, а компания Polykem наладила серийное производство этих зданий из полиэстера, укрепленного стекловолокном. Поразительно похожие на космические тарелки сооружения стали сенсацией на выставке FinnFocus в Лондоне, где получили прозвище Futuro. The Daily Mirror назвала их «финской идеей совершенного коттеджа на выходные». Futuro должен был служить туристической базой в горной или малодоступной местности. Площадь «тарелки» равна 50 кв. м, она была рассчитана на восемь человек. Всего было произведено около сотни таких домов. Сегодня львиная их доля находится в музеях и частных коллекциях. Три Futuro были куплены СССР, в одном из них расположена гостиница на склоне Домбая.

Советская утопия

Все проекты домов из полимеров были схожи между собой. Их основной акцент – легкость и воздушность, для чего часто использовались обтекаемые формы и большие окна. Все они были компактны, хотя могли группироваться друг с другом. Подобный концепт родился и в СССР: в 1961 году на Торжковской улице в Ленинграде появился пластиковый дом. По сути, это был макет в натуральную величину: его построили не для жизни, а для изучения свойств пластмасс. Стены были сделаны из поликарбоната, утеплены пенополистиролом, а изнутри декорированы виниловыми обоями. Окна были из оргстекла, а инженерные коммуникации опирались на систему полимерных труб.

Через год похожий опыт был проведен в Москве. Одноэтажный односекционный дом был построен в Измайлово по проекту треста Моспроект-1 и НИИ пластмасс. По сути, это было не отдельное здание, а секция из двух квартир. В дальнейшем данные наработки были учтены при строительстве первого в СССР реального дома из пластмасс.

Возведенное в 4-м Вятском переулке здание состояло из четырех секций и пяти этажей. Проектом занимался Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий при поддержке Всесоюзного НИИ авиационных материалов. В основу легла стандартная хрущевка, однако экспериментальный дом отличался не только материалами, но и конструктивно-планировочной схемой. Несущие стены были расположены не по границам комнаты, а по границам квартиры, что позволяло сделать внутренние перегородки мобильными. Идея о возможном изменении пространства жилища была для СССР по-настоящему революционной.

Ленинградский эксперимент широко освещался как в советской, так и в зарубежной прессе. Считается, что дом на Торжковской улице был прототипом строений немецкого архитектора Дитера Смита.

Несущие конструкции были выполнены из железобетона, но внешние навесные панели представляли собой каркас, состоящий из сот, заполненных пенопластом. С наружной стороны они покрывались тонким стеклопластиком, а изнутри – гипсоволоконными плитами. Швы и стыки заполнялись стекловатой в синтетической пленке. Полимеры были широко применены во внутренней отделке. Полы были частично покрыты линолеумом, а частично сделаны с использованием древесноволоконной плиты и ПВХ-пленки. Материалом ванн и умывальников стал стеклопластик, а водопроводные трубы были из полиэтилена.

К сожалению, жизнеспособным этот проект, как и многие его зарубежные аналоги, стать не смог. «В то время пластики не обладали одним очень важным качеством – долговечностью. А кроме того, в 1970-х грянул нефтяной кризис, вылившийся в резкий рост цен на сырье. Пластмассы подорожали, поэтому замещать ими традиционные строительные материалы стало невозможно», – говорит Вера Галишникова, завкафедрой строительных конструкций Российского университета дружбы народов, эксперт по стройматериалам и сейсмоустойчивости домов.

Потом, когда цены на ­сырье снизились, СССР отстал от западных стран в применении пластиковых материалов в строительстве. Хотя эксперименты продолжались. «Я был на стажировке в Финляндии в ­1980-х. Финны тогда были впереди планеты всей, у них был самый высокий в мире уровень применения пластмасс в строительстве – около 34%, в США было примерно 25%, а у нас меньше 4%», – вспоминает Вадим Хозин, ­завкафедрой технологии строительных материалов, изделий и конструкций Казанского государственного архитектурно-строительного университета. В 1970-х был начат советско-финляндский проект по строительству в Карелии вблизи деревни Костомукша горно-обогатительного комбината (сейчас это предприятие «Карельский окатыш») и жилья для рабочих. «Этот поселок построили финны. Дома были из сборных элементов типа сэндвичей. Для теплоизоляции применялся пенополиуретан, та самая монтажная пена, что и сегодня. Технология очень простая и экономная», – говорит Вадим Хозин. Сейчас в Костомукше живет около 30 тыс. человек, причем финские дома стоят до сих пор.

Пенящиеся проекты

-5

Опыты прошлого столетия не всегда были успешны, но не прошли даром. И это касается не только ставшего обыденным делом применения полимеров для наружных покрытий или инженерных систем, но и для создания несущих элементов. «Почему сейчас к этому вернулись? Потому что материаловедение шагнуло вперед, появились новые материалы, например долговечные и прочные композиты. А кроме того, сырье вновь дешевеет, то есть интерес к расширению применения пластиков в строительстве будет расти», – говорит Вера Галишникова.

-6

Есть решения, перекликающиеся с прежними проектами, а есть примеры новых подходов. Один из них – аквариум-бассейн, построенный в Пекине. Он получил название «Водяной куб» за свой необычный «пенящийся» вид. В фасадах использован прозрачный и легкий материал ETFE, сополимер этилена и  тетра­фторэтилена. Он дешевле стекла, но лучше сохраняет тепло, а кроме того, меньше весит. Такой же материал применен при строительстве экологического парка Eden Prodject в Великобритании. Там натянутый на стальные трубки полимерный материал закрывает гигантские оранжереи (площадью около 22 тыс. кв. м), в которых воссоздан микроклимат разных уголков земли. Например, блок, где представлена фауна Средиземноморья, возвышается на 35 м. Сделать устойчивой такую конструкцию из стекла при сопоставимых теплосберегающих качествах невозможно.

Для «бытовых» объектов одним из распространенных способов является метод создания фахверковых домов с применением пластмассового профиля. Материал устойчив к влаге и ­ультрафиолету, обладает хорошей изолирующей способностью и не требует термического разделения. А именно разрушающее воздействие ультрафиолета, отмечает Вера Галишникова, поставило в XX веке крест на многих пластиковых проектах. Однако возможность деформации не стоит сбрасывать со счетов – она может произойти при больших колебаниях температур, поэтому окраска профиля возможна только в белый (самый светоотражающий) цвет. По той же причине профили из пластмассы армируют стальными стержнями, которые, к сожалению, снижают теплоизоляционные свойства.

Интерес к пластикам в строительстве вновь растет

В этом контексте обнадеживающими представляются известия от Американской коалиции высокоэффективных зданий (American High-Performance Buildings Coalition), Американского совета химической промышленности (American Chemistry Council) и компании Vinyl Building Council, которые в 2014 году анонсировали появление новой строительной технологии Tall plastic. Она подразумевает использование высококачественной вторично переработанной пластмассы для строительства многоэтажных жилых домов и городской инфраструктуры.

-7

Разработкой концепта занимался архитектор Паркер Кеннер, сделавший ставку на популярную и давно зарекомендовавшую себя технологию каркасного строительства и метод использования плоских корпусов. Он придумал достаточно простую систему, в рамках которой стандартные армированные полиэтиленовые балки вставляются в сборные колонны, а несущие и ограждающие конструкции затем закрепляются на колоннах при помощи запатентованной системы штифтов. По своим характеристикам эта система очень гибкая и устойчивая, почти не позволяющая, однако, создавать дугообразные формы. Такое ограничение некритично, учитывая, что идея изначально ориентирована на массовое строительство, а для разовых крупных проектов, как показывает опыт того же «Водяного куба», есть другие решения. Станет эта идея революционной в «архитектуре пластмасс» или не оправдает своей жизнеспособности, покажет время.

Конец.... Но у нас есть еще несколько уникальных статей - прочитайте!

Осторожно! "Опасная" химия в еде! Научные факты и мировая истерия.

БИОПЛАСТИК - мировая истерия или реальная панацея от мировой угрозы мусора?

ДРУЗЬЯ! Дайте обратную связь - заходят ли в вас наши статьи?! Возможно нам нужно создать особый материал, специально по вашим запросам - пишите нам! Любим вас!

Ваша команда ХИМИКОВ)

Авто
5,66 млн интересуются