Рига в восьмидесятые была еще советской, можно было свободно сесть в поезд и без виз поехать туда, что мы и сделали в январские выходные.
Мы были молодоженами. В гостиницу не попали, но нам все было нипочем. Там же, у гостиницы, женщины предлагали снять квартиру. Мы и сняли не дорого на окраине Риги. Только ночевать туда приходили.
Зима в Прибалтике теплая с плюсовой температурой. На окраине лежал талый мокрый снег, а в центре мостовые чистые и сухие.
Давно-давно мама привезла из Риги пластинку органной музыки из Домского собора. С тех пор я мечтала попасть туда на концерт и услышать живой орган.
Мы посмотрели план города и пешком дошли до Домской площади. Но меня ждало огромное разочарование. Не помню, по какой причине, но собор был закрыт.
Улочки старой Риги узкие, мощеные камнем, по некоторым машинам не проехать. Того и гляди из-за дома покажется экипаж, послышится стук копыт, отражаясь от стен домов. Вполне можно было угодить под копыта лихому наезднику.
Муж, видя мое упавшее настроение, решил его поднять, предложив зайти в кафе. Мы даже не искали его. Рядом открылась дверь, и оттуда потянуло таким вкусным запахом кофе, что мы просто пошли на него.
Кофейный аромат просто сбивал с ног. Я закрываю глаза и снова чувствую горьковатый с легким цветочным оттенком запах.
Открыли дверь, и сразу попали в полутемный узкий зал. Тут же стояли вешалки для одежды. Окна большие, но из-за того, что очень близко стоит напротив задние, света в кафе мало. Над тремя столиками у стены горели желтым светом бра.
Противоположную стену занимала витрина с красивыми бутылками вин, тортами и большущей кофемашиной. Стены отделаны красным кирпичом.
Мягкий свет, темный интерьер, умопомрачительный аромат кофе создавали интимный уют.
Владельцы - молодые муж с женой нас и обслуживали. В кофе добавили чуть-чуть рижского бальзама. Вот откуда эти цветочные нотки. А еще они сами пекут потрясающе вкусные фирменные торты.
Кофе отличный. Нет, неверно. Кофе был по-настоящему отличный. Торт таял во рту. Это было что-то невероятно вкусное. Я никогда такого не ела.
Да. В те далекие восьмидесятые годы в России продолжал царствовать развитой социализм, в а Прибалтике уже завоевывал позиции загнивающий капитализм.
Мы наслаждались тихой западной музыкой. Уходить не хотелось. Мы долго сидели в уютном кафе.
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Нам нужно было еще побывать во многих местах. Муж предложил завтра прийти сюда перед отъездом и купить целый необыкновенно вкусный торт с собой.
На следующий день после обеда мы пошли в кафе. Что вы думаете, мы его не нашли. Было много других, а этот исчез. Мы пришли к собору, мы обошли все улочки, отходящие от площади, но кафе растворилось.
Времени было в обрез. Вечером мы должны были возвращаться в зимний провинциальный город на необъятных просторах родины. Мы бросили поиски и поехали за вещами на квартиру.
Сейчас и у нас много кафе, но не таких. Такого я больше не встречала нигде.
В поезде я подумала, что если бы мы купили торт, то нас неминуемо постигло бы разочарование. Без теплой зимы, каменных мостовых, узких улочек, запаха кофе, маленького европейского кафе и западной музыки торт не был таким вкусным в нашем грязном заснеженном городе.
В молодости торт был невероятно вкусным, запах кофе потрясающим, город чудесным. Мы умели удивляться и наслаждаться таким простыми вещами.
Сейчас пишу и будто слушаю на 78 оборотах проигрывателя старую потертую грампластинку, на которой записаны теплые с налетом грусти воспоминания молодости.