Как вы думаете сколько можно выжать из атмосферного 1.6 литрового жигулевского мотора? На этот вопрос постарались ответить в 1982 году, когда решили выжать максимум из ВАЗ 2105.
В цехах специального автопредприятия - Вильнюсской Фабрики транспортных средств (ВФТС) коллектив во главе с раллийным гонщиком Стасисом Брундзой решили создать невероятную модель боевой классики Lada 2105 VFTS.
Предприятие площадью 1 500 м² имело собственное конструкторское бюро, экспериментальные стенды, токарные, шлифовальные станки. По сути было доступно любое, даже заграничное оборудование. Спонсировал предприятие в основном всесильный «Автоэкспорт».
«Автоэкспорт» в свое время поставлял советские машины на Запад и неплохо зарабатывал получая валютную выручку. Поэтому вложения в автоспорт и разработку "заряженных" Жигулей были довольно оправданы. Спортивную Lada Sport VFTS готовили к продажам на Западе. Поэтому в приоритете была англоязычная публика, ради которой уже в 1983 году начали печатать буклеты с рекламой.
"Заряженные" экспортные Жигули мощностью 160 л.с. развивали скорость до 195 км/ч. На разгон до сотни согласно англоязычным рекламным буклетам уходило всего около 8 секунд! Для начала 80-ых годов это были довольно неплохие показатели.
К 1983 году на Вильнюсской Фабрике транспортных средств ( VFTS ) произвели более 200 горячих Жигулей. Это позволило соответствовать требованиям группы Б по регламенту 1983 года Международной автомобильной федерации (FIA) и машина стала участвовать в международных соревнованиях. Именно благодаря автогонкам, о которых писали советские газеты, граждане СССР и узнали о существовании супер Жигулей.
Но полные технические данные о машине по прежнему были только в англоязычных каталогах.
Главной особенностью машины стал атмосферный мотор, из которого выжали все возможное, используя стандартный жигулевский чугунный блок и 8-клапанный механизм ГРМ. При объеме 1588 см3 удалось получить 168 Нм крутящего момента и повысить степень сжатия до 11.5. Кованные поршня, облегченный маховик, титановые клапана, совершенно иной распредвал. Под капотом установили сразу два карбюратора Weber 45 DCOE.
Была изменена выхлопная система, переделали и подвеску, установив амортизаторы Bilstein. Специально для модели выпустили сначала 4 ступенчатую, а потом и 5-ступенчатую механику. Внутри салона стоял трубчатый каркас безопасности. В качестве колес использовали шины Pirelli размерностью 205/60 VR13.
Для раллийных гонок мотор раскручивали до 180 лошадиных сил, а разгон до сотни занимал около 7 секунд. Правда тягаться на заднеприводных Жигулях (пусть и довольно мощных) на международных ралли было тяжеловато, а вот для соревнований с дружественными странами соцлагеря было неплохо. Lada 2105 VFTS свободно продавали в Греции, Франции, Германии, Колумбии, Панаме, Норвегии и Швеции. Цена вопроса в 1983 году около 20 000 долларов.
В 1985 году Вильнюсская фабрика транспортных средств выпускает еще более мощную Лада-2105-Т16-ВФТС выдающую 240 лошадиных сил. 16-клапанов, турбонаддув и адская динамика стирающая резину задних колес... но это уже другая история.