Найти в Дзене

Боевая кругосветка советского ледокола. Часть первая

Речь пойдёт о советском ледоколе «Анастас Микоян», который вынужденно совершил кругосветное плавание в самый тяжёлый период Великой Отечественной войны, в 1941 – 1942 годы. Во время своего путешествия «Микоян» пересёк три океана, выйдя из черноморского порта Батуми, зайдя в Средиземное море и направляясь дальше через Суэцкий канал, попал в Индийский океан, кишащий тем временем вражескими подводными лодками. Затем ледокол пересёк не менее опасную Атлантику, и обогнув мыс Горн, добрался до Чукотки через Тихий океан. Самое удивительное, что весь этот опасный путь ледокол проделал абсолютно безоружным. Нет, пушки конечно у него имелись… деревянные. Но обо всём по порядку.

«Анастас Микоян» был спущен на воду 26 августа 1941 года на судостроительном заводе в Николаеве. Само рождение ледокола как бы предопределило его дальнейший жизненный путь – первая бомбёжка Николаева пришлась уже на 5 августа, немцы с румынами были очень близко от судостроительных верфей и «Микоян» спасся тем, что его вывели в море, не дожидаясь приёмочных испытаний. Командир корабля Сергей Михайлович Сергеев имел богатый боевой опыт, приобретённый в Испании, сражаясь на стороне республиканцев. Под его командой «Микоян» ушёл в Севастополь, где на него установили орудия, зенитки и пулемёты, превратив из ледокола во вспомогательный крейсер. Теперь уже вспомогательный крейсер принял полноценное участие в обороне Одессы и сражениях у берегов Крыма.

Бойцы Черноморского флота при обороне Одессы
Бойцы Черноморского флота при обороне Одессы

После того как нашим войскам пришлось оставить Одессу, было принято использовать «Микоян» по изначальному предназначению – в качестве ледокола. Как раз шли переговоры о поставках от союзников военной помощи в рамках программы ленд-лиза через Арктику. Из-за большого водоизмещения по внутренним советским речным путям из Чёрного моря в Арктику он попасть не мог. Поэтому было принято решение вести ледокол «в обход» через Суэцкий канал и Юго-Восточную Азию, подконтрольные союзникам, на наш Дальний Восток. Однако, чтобы пройти Суэц, было необходимо попасть в Средиземное море, а значит пройти проливы Босфор и Дарданеллы, подконтрольные нейтральной, но всё-таки очень дружественной немцам Турции. Турция ледокол пропустить согласилась, не бесплатно, конечно же – «Микоян» сопровождали три советских танкера с нефтью для турков, и при условии, что на судне не будет вооружения, поэтому все орудия и пулеметы пришлось снять.

Опасность заключалась в том, что сразу после проливов начиналась Эгейское море, наполненное множеством мелких островков, принадлежащих Греции, и оккупированных союзниками Германии – итальянцами, которые разместили там серьёзный флот, в частности дивизион эсминцев, множество торпедных катеров и гидропланов. Тем не менее, получив телеграмму от самого Сталина: «Либо перегнать, либо утопить», командир корабля, Сергеев, решил двигаться навстречу судьбе.

Командир легендарного ледокола Сергеев Сергей Михайлович
Командир легендарного ледокола Сергеев Сергей Михайлович

В Турцию дошли без происшествий. Оставалась надежда, что на выходе в Эгейское море советский ледокол встретят британские военные корабли и проводят как минимум до Кипра, а то и до самого Египта, но англичане отказали. А тут ещё из Москвы через турецкое консульство была передана депеша, в которой сообщалось, что танкеры должны последовать вместе с «Микояном». В итоге четыре безоружных и совсем не маленьких корабля, идущих на угле (дым виден издалека) должны были проскочить итальянцев и немцев незамеченными на относительно небольшом морском участке. К тому же благодаря шпионам, не особо скрывающимся на турецкой территории, врагу о советских кораблях было известно.

Было решено уходить из Турции ночью и по одному. Первым вышел сам «Микоян», не предупреждая турецкие власти, в темноте он смог войти в Эгейское море незамеченным, к утру спрятавшись в скалах одного из островков. Так продолжалось следующие два дня – ночью полный вперёд, а как только начинало светать, прятался в бесчисленных заливчиках турецкого побережья. На третью ночь корабль всё-таки обнаружили итальянцы, три торпедных катера. Не определив в темноте, чей корабль, спросив через мегафон и получив ответ на английском, что корабль принадлежит Турции, они приказали следовать за ними на остров Родос. Командир корабля Сергеев пошёл на хитрость – он подчинился и безропотно последовал за итальянцами, но только до тех пор, пока курс частично совпадал с нашим курсом к месту следования – британскому Кипру.

Первая часть маршрута "Анастаса Микояна"
Первая часть маршрута "Анастаса Микояна"

Уже на подходе к Родосу Сергеев приказал резко изменить курс и выжать из машины всё что можно в попытке оторваться от фашистов. Сначала растерявшись, итальянцы всё же нагнали ледокол и стали требовать остановиться, в ответ один из советских матросов с помощью пожарного гидропульта смыл, громче всех орущего в мегафон, итальянца за борт. Фашисты тут же открыли огонь из автоматов и пулемётов, безоружный «Микоян» отвечал потоками воды из брандспойтов. Потеряв ещё несколько человек «смытыми», итальянцы начали торпедировать ледокол. Но тут в ход пошло мастерство Сергеева – «Микоян» начал сложно маневрирование и продолжал его до тех пор, пока у фашистов не закончились торпеды!

Итальянский торпедный катер MAS 558. Фото уже 1942 года, но примерно такие же атаковали советский ледокол
Итальянский торпедный катер MAS 558. Фото уже 1942 года, но примерно такие же атаковали советский ледокол

Но на подмогу фашистам уже спешили гидросамолёты, которые, также безрезультатно израсходовав все торпеды, начали пикировать на ледокол, обстреливая его. В результате обстрела загорелся спасательный катер, загруженный бочками с горючим, который был немедленно выброшен за борт. Неизвестно чем бы закончилась эта история, если бы не очень вовремя испортившаяся погода, из-за которой фашисты потеряли ледокол из виду. И натолкнувшись на обломки того самого спасательного катера, решили, что смогли потопить советское судно, о чём радостно отрапортовали начальству.

Итальянский гидросамолет CANT Z.506 Airone использовался в Эгейском море во время Второй Мировой войны
Итальянский гидросамолет CANT Z.506 Airone использовался в Эгейском море во время Второй Мировой войны

«Микоян» же, потрёпанный, но без критических повреждений и, самое главное, без потерь, благополучно добрался до Кипра, на котором дождался танкеров (один из них потопили немцы, зато остальные прошли абсолютно незамеченными, используя ту же тактику, что и «Микоян») и продолжил свой путь, до конца которого ещё было далеко. Но об этом мы с удовольствием расскажем уже в следующей публикации.

Уважаемые читатели, если вам понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

Не стесняйтесь делиться своим мнением о прочитанной статье в комментариях.

Спасибо за внимание!

Ледоколы
7779 интересуются