Найти в Дзене
Biker of Moria tales

А Вы уже видели М-72М-экскорт, г. Ленинграда? История одной реставрации.

 Здесь и далее. М-72М, 1956 г.в. Фото из личного архива
Здесь и далее. М-72М, 1956 г.в. Фото из личного архива

Наиболее подробно и достоверно история развития эскортных мотоциклов в Советском Союзе описана в статье на данном сайте. Огромное спасибо автору за проделанную работу!

Но, как известно, парады проводились не только в Москве. В столицах союзных республик так же были свои спец гаражи с техникой для торжественных мероприятий на 7 ноября, День Победы и для встречи почётных гостей. В том числе, такой гараж был и при райкоме города трёх революций- Ленинграде.

Для сопровождения имелось несколько мотоциклов эскорта. Ниже история восстановления одного из них.

Весной 2016 года я озадачился поиском экземпляра М-72М для реставрации и пополнения своей коллекции ретро мотоциклов.

В результате, поиск меня привёл в небольшой посёлок во Всеволожском районе Ленинградской области. Где я нашёл комплектный, но не исправный экземпляр 1956 года выпуска. В первую очередь бросилось в глаза большое количество потускневших и ржавых хромированных деталей, чёрный цвет мотоцикла и цировки на баке, крыльях и колёсах. На мой резонный вопрос о попытках реставрации, продавец рассказал, что ничего такого не делали, а бывшая хозяйка была женой партийного функционера, который, якобы выкупил списанный аппарат. На руках действительно был старый техпаспорт с отметкой о приобретении в 1974 году, цвет "чёрный", одиночка (значит без коляски), а так же информация о замене двигателя в 80-х годах на К-750.

-3

Я не очень поверил в эту историю, но подкупила цена, комплектность, а так же желание поскорее приступить к восстановлению. В итоге, приобрёл старичка.

Первоначально планировал перекрасить в традиционный для этой модели цвет"хаки", сделать, что называется "на войну".

Однако после разборки и пристального изучения лакокрасочного покрытия. Я всерьёз задумался об рассказанной мне истории. В целом, мотоцикл не выглядел перекрашенным в гараже: ровный чёрный цвет акриловой краски без потёков, в меру своего возраста, побитый ржавчиной и различными царапинами. Из переделок в глаза бросалось лишь переход на 12-ти вольтовое оборудование и поздние карбюраторы. Снятие краски на разных деталях, в том числе под шильдой не выявили следов перекраса и другого цвета. Везде под качественной покраской открывался не менее качественный слой молочно- белой грунтовки.

Без преувеличения, мотоцикл был разобран до винтика. Ни где, даже в потаённых местах не проявились следы, подтверждающих, что мотоцикл перекрашивался. Кроме того, в глаза бросилось то, что некоторые мелкие детали, такие как тавотницы на колёсах, болты на сёдлах, были окрашены. Но более крупный крепёж и резино-технические детали, не имели следов краски.

-4

Аналогичная ситуация обстояла с хромированными деталями: отсутствие на них следов , что неизбежно при гаражной покраски. К тому моменту я имел достаточно опыта работы со старыми хромированными деталями. Внешний вид не выдавал их более позднего происхождения. Сам хром выглядел качественным, с обязательным слоем меди. Что навело меня на мысль о хромировании в заводских условиях.

-5

В результате такого расследования, я поверил в правоту рассказанной мне истории и сделал вывод, что мотоцикл был поставлен в виде машинокомплекта. Далее в условиях специализированной мастерской профессионально, поэлементно покрашен в нужный цвет. При этом некоторые детали: ступицы, колес, седла не разбирались, а окрашивались, как есть. Элементы экстерьера, по спец заказу, были захромированы на производстве.

Поскольку, двигатель в 80-е заменили, не было возможности понять, был ли родной изначально стандартным или специально форсированным.

Как итог, принято решение восстановить его именно в таком виде.

Бак, переднее крыло были как на ИМЗ М-61, но история с краской, год выпуска , консультация с уважаемыми людьми в области мото реставрации, убедили меня в их "заводском" происхождении на конкретном экземпляре, и замене не подверглись.

-6

Возвращено на место 6-ти вольтовое оборудование (реле РР-31, катушка Б2б и генератор Г-11). В запасниках нашлась оригинальная проводка в тканевой оплётке. Установлены родные карбюраторы К-37. Из новоделов: РТИ, глушители, аккумулятор и шины.

-7

От используемых М72 в кремлёвском гараже, отличались отсутствием хромированных колёс, широкой хромированной полосы на баке, так же иными цировками.

Работы над мотоциклом продолжались в течении года.

-8
-9

Восстановленный М-72М занял достойное место в моей личной коллекции.

-10

Посмотреть обзор и оценить качество работы двигателя можно оценить здесь.

Спасибо за прочтение!

Авто
5,66 млн интересуются