А мы продолжаем путешествовать по США. Прошлая часть закончилась в городе Парамп, неподалеку от национального заповедника Долина Смерти (Death Valley). Это уникальное природное место, которое было одной из основных целей нашей поездки, так что на него мы запланировали целый день из нашего плотного графика и это стоило каждой минуты проведенной в Долине!
День 8 – Долина Смерти и ужин в Вегасе
Ого, вот уже неделю мы колесим по дорогам США. Организм начал привыкать к постоянным сменам климата и отелям. В США многое меняется по пути из одного места к другому, но только не завтрак. Его состав я уже описывал подробно в прошлых выпусках, и не отличался он ничем особенным и тут, кроме одной детали про которую я хотел написать. Принтера панкейков! Да вот так банально и просто – принтер, печатающий пухлые свежие блинчики прямо вам в тарелку.
Управление простое до безумия – нажимаем кнопку, слушаем как урчат механические внутренности чудо-машины, затем появляется запах свежой блинной выпечки и наконец один за другим вываливаются два горячих свежеиспеченных панкейка в заботливо подставленную вами тарелку (если вы конечно не фанат отскребать блинчики от стола).
На вкус ничем не отличаются от тех что мы ели в других отелях и кафе – испеченных вручную. То есть вкусно, особенно если залить их сладким «кленовым» (на самом деле нет) сиропом и употребить с кофе. В эти моменты даже кофе становится вкуснее а жизнь прекрасней. В остальном завтрак не отличался оригинальностью.
За время оставшееся с прошлого вечера (когда мы в кои то веки приехали в отель до полуночи) я успел составить примерный маршрут нашего дня и мы отправились в путь. А путь наш в первую очередь представлял собой дорогу назад, к Долине Смерти, которую мы проехали насквозь вчера вечером.
Долина смерти представляет собой впадину окруженную горами в районе пустыни Мохаве. Долина не зря носит свое имя, полученное еще во времена золотой лихорадки. Температура летом тут ежедневно достигает 40-50 градусов и только ночью «опускается» до 30. Кроме того в 1913 году тут был зафиксирована самая высокая температура воздуха в мире +56,7 °C
Если вы планируете отправляться в долину летом – будьте готовы наблюдать её в основном из машины с кондиционером, т.к. даже небольшие прогулки по раскаленной, душной поверхности выдержит не каждый. Мы же были в конце апреля и температура находилась в промежутке между 20 градусами на возвышенностях и 30 в нижней части, что вместе с постоянным ветром было вполне комфортно.
Первым местом куда мы отправились стал Dante's View (который действительно назван в честь того самого поэта Данте). Это площадка для обзора долины, находящаяся на высоте 1700 метров. Рядом с ней соседствуют два горных пика, взобраться на которые можно пройдя в верх еще пару десятков метров.
Как и принято в стране с хорошо развитым туризмом – на гору вела отличная дорога с огромной парковкой на вершине. Наслаждаться видом Долины Смерти можно было буквально не выходя из автомобиля.
До двух соседних горных пиков мы прошлись пешком, хотя дорога на один из них выглядела довольно опасно – в виде тропинки по краю скалы, с обрывом вниз до самого дна.
С этой точки обзора открывался потрясающий вид на всю долину. Сразу внизу белала впадина бывшего озера Бэдуотер (которую мы тоже сегодня посетим) а правее от неё располагалась засушливая суровая долина, которой не было видно конца.
Напротив же растянулись горы подобные той, на которой находились сейчас мы, ограничивающие долину по краям.
Со скалы открываются такие виды, что захватывает дух, а ощущение спокойствия и величия природы не поддается измерению. Более 100 километров долины, там внизу. Фантастика.
Познакомившись с долиной сверху мы решили спуститься вниз в Бэдуотер, самую нижнюю точку материка!
Эта впадина получила свое название Badwater еще во времена золотоискателей, т.к. была единственным водоемом в безумно жаркой и сухой долине. Единственная проблема была в том, что вода здесь была соленая и непригодна для питья! Так и назвали «Плохая вода». Сейчас от водоема остался только соляной ковер, распластавшийся многокилометровым пятном по долине.
Раскопав в соли небольшую ямку здесь до сих пор можно обнаружить воду (но пробовать её не стоит). К горе, с которой мы только что спустились, была прикреплена табличка «уровень моря». На высоте 86 метров от нас. Так странно было стоять «под уровнем мирового океана» и при этом изнывать от жары и засухи. Какая удивительная природа!
Дальше в нашей программе было место Забриски-пойнт – снова не похожее ни на что другое. Это одно из самых популярных место в Долине, ведь его красоту сложно описать.
Природа снова почудила с материалами и явила взору человечества диковину смешанную из вулканических и песчаных пород приправленную осушенным озером. Эта бурная смесь открыла нашему взору горную и песчаную породу всевозможных цветов, оттенков и форм.
Это очень странное ощущение, когда кажется что смотришь на песчаные холмы, но подойдя ближе понимаешь, что они состоят из пористого твердого камня.
Туристы очень любят это место за красоты закатов и теней, ложащихся на извилистые складки желтых холмов.
Ждать заката пока не входило в наши планы и мы направились дальше, через удобно попавшуюся на нашем маршруте Artist’s Drive (дорога художника). Это односторонняя дорога делающая небольшой крюк от основного шоссе и проходящая через удачно образовавшийся разлом в каньонах долины. Дорога названа «художественной» из-за обилия красок и оттенков горных пород встречающихся по ходу движения по ней. Тут можно увидеть и зеленые, и синие, и красные, и желтые, коричневые, голубоватые и розоватые камни. Кроме того сама дорога продиктована природой – извилиста и резка, с постоянными перепадами высоты и очень приятна для езды на автомобиле типа нашего мустанга. Это была отличная завершающая прогулка по красотам Долины!
Мы провели в Долине около 8 часов и посетили в лучше случае четверть из того, на что стоит посмотреть. Сюда хочется возвращаться еще и еще! Удивительно место и фантастическое творение природы.
Время шло к закату и постепенно мы начали продвигаться к выезду из Долины (опять) снова возвращаясь в штат Невада, но на этот раз держать путь не в город Парамп а… в Лас-Вегас! И мы даже не собирались там ночевать, дальнейший наш маршрут лежал в город Уильямс, которые расположен на исторической трассе 66.
Такая сложная логистика была обусловлена тем что после сытного, но очень давнего завтрака нам хотелось нормально поесть, и для этого на нашем пути удачно расположился город казино и ночных гулянок Лас-Вегас. Но задерживаться мы нем не собирались, потому что целью было максимально подобраться к Гранд Каньону для посещения его на завтрашний день.
Путь из Долины смерти в Лас-Вегас занимает около 2 часов. А из Вегаса в Уильямс около 3. При этом Уильямс это один из самых близких к Гранд Каньону городов (около часа езды).
На этом я сделаю небольшое отступление и расскажу новую часть из серии «всякое в Америке» — в этот раз про дороги, автомобили и водителей в США.
Вопреки расхожему мнению дороги в США вовсе не идеальные. Это одни из причин почему вообще американцы любят большие автомобили с «желейной» подвеской – на них банально приятнее передвигаться на большие расстояния по дорогам среднего качества.
Тем не менее в целом качество дорог хорошее. Да, на них бывают и заплатки и бетонные плиты и старый асфальт с трещинами, но всегда можно быть уверенным – сколько стоит ограничение на дороге – с такой скоростью можно уверенно по ней передвигаться не опасаясь за внезапные ямы или ремонты. Ремонт будет помечен десятью тысячами знаком и конусов, святящихся табло и дорожных рабочих. Проблемные участки более-менее оперативно ремонтируются и латаются дорожными службами.
Во многом качество дорог будет зависеть от конкретного штата и города, т.к. в большей степени трассы строятся именно на их деньги. Если у штата есть средства заработка – то и дороги скорее всего будут отличного качества. Если нет – могут быть и старые бетонные плиты.
Ночью по дорогам ехать очень приятно – во первых почти всегда в них встроено множество светоотражателей. Причем они будут как на обочинах, так и на разделительной полосе (двойные) так и даже на прерывистой разметке разделяющий полосы попутного направления! На большой 6-8 полосной трассе чувствуешь себя буквально взлетающим самолетом на взлетно-посадочной полосе.
На трассах множество заправок и знаков информирующих о них. Так же полно зон отдыха (от скромных – просто съезд с дороги с урной и лавочкой, а то и без них, до огомных с кафе, зонами для пикников, туалетами, магазинами и прочим). Для таких необычных мест типа пыстынь и каньонов, где просто физически очень тяжело разместить и содержать заправку существуют специальный знак «No service next 200 miles» — обозначающий что лучше вам заехать на ближайшую заправку и залить побольше горючки в бак, ведь следующие 200 миль вы не увидите ни одной заправочной станции на этой дороге.
Цены на бензин сильно варьируются от штата к штату и от места к месту. Причем разница может быть до 2 раз! Самые дорогие места это конечно горы и пустыни – довозить туда бензин и содержать в таких местах заправки – накладное занятие, так что и за бензин можно выложить 3.5$ – 4$ за галлон (3.8л). На обычных же городских заправках цена бензина при этом будет составлять 2.2 – 2.7$. При этом в западной части США бензин самый дорогой (2.5$ в среднем) и постепенно дешевеет (до 2$) при продвижении к восточному побережью.
Все заправки принимают карты и там почти никогда нет персонала около заправочных колонок. Но карты с чипом почти никогда на заправках не срабатывают, так что приходится идти в здание-магазин и просить работника провести оплату через кассу вручную (тогда уже можно картой либо наличными оплатить бензин)
Полиция в США четко разделена на городскую, дорожную, парковую и прочие. Но при этом остановить вас может любой полицейский – разделения типа «полиция и гибдд» у них нет. Нарушение на дороге вполне себе повод для любого полицейского для беседы с вами. Полиция не стоит на дороге «с палочкой» вылавливая автомобилистов. Они либо патрулируют шоссе и районы в режиме «если что замечу – среагирую» либо стоят на ответвлениях дороги с радаром поджидая нарушителей скорости. При этом нарушитель проедет мимо них, а они уже догонят его с мигалками и остановят на обочине для разговора.
Просто так на дороге без повода вас скорее всего останавливать не будут, если только ваша машина не похоже на украденную или поведение не вписывается в нормы на дороге.
Дороги в западной части США очень прямые, особенно в степных и пустынных местах. Можно поставить машину на круиз в пределах разрешенной скорости и ехать не трогая руль по прямой как стрела дороге несколько часов. Это является как и плюсом так и минусом. Плюсом будет простота управления авто в любое время суток – никаких маневров и переключений передач. Но минусом будет абсолютно статичная картинка за окном без каких-то изменений на дороге, особенно ночью. В ночное время суток, когда видны только светоотражатели на трассе и кусочек асфальта выхваченный светом фар – кажется что перед тобой просто держат фотографию дороги. Ничего не меняться может часами и сотнями километров. Ехать по таким трассам уставшим не только тяжело но и опасно.
Водители в целом ездят вполне адекватно, хоть и несколько расслабленно и небрежно. Чаще всегда никто не будет делать каки-то резких маневров, прыгать по полосам и играть в шашечки. Но вполне может забыть включить поворотник или перестроиться в другую машину просто особо не придав этому значения.
Почти все водители довольно строго соблюдают скоростной режим. Если на трассе стоит ограничение 65миль/час – будьте уверены, вы можете выставить 67миль/час на круизе и ехать так колонной из 5-10 автомобилей часами. За это время вас может быть обгонит 2-3 нарушителя, но с остальными водителями вокруг вы будете «сцеплены» выставленными круизами и дорогой без поворотов.
Движение в целом похоже на наше, знаками и разметкой, но есть некоторые интересные отличия:
— Разрешен поворот направо на красный. Это правило работает для всех светофоров, кроме тех где явно указано «no right turn on red». Подобную систему постепенно пытаются ввести и в России уже разрешив на некоторых светофорах такой маневр дополнительной картонной стрелкой.
— Очень популярны перекрестки со схемой движения All-Way-Stop. Они имеют стоп-линию и красный знак STOP на все примыкающих улицах. Схема проезда такова – все подъезжающие авто обязаны остановиться у знака и право первого проезда имеет тот, кто первый подъехал к перекрестку. Ехать при этом можно в любую сторону, но только когда на перекрестке никого нет. Американцы четко соблюдают это правило и останавливаются у знака, даже если на соседних улицах вообще никого нет в радиусе километра (т.к. штраф за проезд без остановки составляет 250$). Сначала проезд таких перекрестков был очень непривычным, но через неделю движение по ним уже дошло до автоматизма. Просто подъезжая запоминаешь кто останавливался перед тобой и проезжаешь в очереди после него.
— Есть особая полоса на широких магистралях (особенно в городах и крупных пригородах) Carpool/HOV line. Она чаще всего расположена слева и ехать по ней можно только если в машине находится 2 или 3 человека (количество указано на знаке). Это что-то типа «автобусной» полосы (ну для США два-три человека в машине уже считай автобус). Соблюдают все очень четко, т.к. за нарушение штраф 300-500$ это не шутки.
— И глобальное отличие – все знаки и правила написаны словами. То есть врместо перечеркнутой стрелки направо будет написано «No right turn», вместо кирпича – знак «do net enter» или "wrong way". Вместо знака одностороннего движения «one way road». Вместо дорожных работ «roadwork ahead» — «road work zone start» — «road work ends» да еще с подписью что все штрафы в зоне дорожных работу удваиваются. Это очень удобно тем, что знать знаки в США вообще не обязательно – можно просто читать текст на них и все понять. По сути знаков как таковых в сша не очень много. Вот посмотрите примеры сами — www.wikiwand.com/en/Road_…igns_in_the_United_States — не смотря на то что знаки непривычны для нас – понять их смысл не представляет особого труда.
Автомобильный парк в западной и восточной части США кардинально различается. Если в восточной (вашингтон, нью-йорк) он в целом похож на московский (много японцев, немцев. преобладают седаны и хетчбэки) то в западной части (лос-анджелес, побережье, невада) он похож именно на то, что рассказывают в стереотипах и показывают в фильмах. Во-первых пикапы. Большие монстры с грузоподъемностью от 500 до 1000 кг рассекают загородные шоссе и органично смотрятся в городе с широкими парковками. В городах прибежной полосы очень много мустангов и камаро. Очень и очень много. Если вы выдите вокруг себя 20-30 машин – скорее всего хотябы одна из них будет современной версией «форд мустанга» или «шевроле камаро». Половина из них будет с откидывающимся верхом. И эти машины огромны. Например мустанг на котором мы ездили стоит на 19” штатных колесах и всего на 5 см короче чем седан D-класса Toyota Camry! К тому же на 10 сантиметров шире нее. При этом в салоне места не сказать чтобы очень много – из-за складной крыши и безразмерного капота (рассчитанного на 5-ти литровый V8 для старшей версии) сидеть комфортно могут только передние пассажиры. Задним придется ужаться и подпирать сидения коленями – ехать по 6 часов я бы так не стал. Если вы едете вчетвером и все таки очень хотите мустанг – берите версию купэ, думаю там места побольше. Но про наш мустанг я еще расскажу как-нибудь попозже. Chevrolet Camaro кстати еще больше мустанга.
Даже если речь идет об «обычном автомобиле» а не огромном пикапе или muscle каре – на дороге западной части США вы скорее всего увидите либо большой паркетник (типа escalade, Tahoe) либо недорогой удобный авто типа хонды и тойоты (особенно популярен приус). Так же популярны седаны типа hodna civic и Toyota camry – которые в сша выглядят несколько иначе, чем у нас и в Европе. Кстати часть автомобилей называющихся у нас Honda – там имеют шильдик их премиального подразделения Acura. Это связно с тем, что в начале захвата американского рынка японскими марками Хонда и Тойота – они поставлялю туда наиболее конкурентные дешевые модели и навсегда связали свои имена с бюджетным классом автомобилей. В связи с этим и появились «премиум» отделы этих моделей – Lexus и Acura, под которыми продавались машины уже более дорогого сегмента. Просто американец не готов отдать за Хонду 50000$, а вот за Акуру – вполне. Это как для нас купить Daewoo за миллион – люди не поймут, даже если по факту это будет хороший авто.
Ну а мы тем временем возвращаемся к нашему путешествию. Покинув Долину Смерти мы направились к Лас Вегасу с планом поужинать вкусными стейками и отправиться дальше в сторону Гранд Каньона. Ресторан со стейками нам удалось найти без труда и мы немного прикоснулись к ночной жизни Лас Вегаса (куда мы еще вернемся через несколько дней).
Стейки было очень вкусными, а обслуживание просто прекрасным, что впрочем не удивительно – цена тоже была не очень мала – около 40$ за большой стейк (итого мы поели на сумму около 100$) но наелись за весь день сразу.
Расстраивала и цена парковки – 20$ за три часа (из которых нам хватило полтора, но выбор был только между 1 или 3).
Дальше мы отправились к нашей точки назначения в городке Williams, который расположен прямо на исторической трассе 66. За такое удовольствие пришлось заплатить 140$ за ночь. Номер был очень приличным.
Там же мы достали план нашего маршрута, ведь нам предстояло решить – поедем ли мы вокруг Гранд Каньона или у нас не хватит времени и после него вы вернемся в Лас Вегас тем же путем что и приехали. Прикинув расстояния и оставшиеся дни до отлета из Лас-Вегаса решили – путешествию вокруг каньона быть! По дням все было плотно, но в график мы укладывались нормально.
После чего довольные фантастическим днем проведенным в Долине Смерти и прекрасным ужином в Лас-Вегасе отправились спать, ведь завтра нас ждало еще одно чудо природы, пожалуй одно из самых известных в мире – великий Гранд Каньон.
О нем (и не только) и будет рассказано в следующей части, как всегда с красивыми фото и интересными историями.