Найти тему
Новости Узбекистана Podrobno.uz

Нужны ли Узбекистану новые Boeing 787, или в чем заключается стратегия "Узбекистон хаво йуллари" по покупке самолетов

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В эти дни в социальных сетях бурно обсуждается деятельность НАК "Узбекистон хаво йуллари", в том числе и вопрос целесообразности приобретения Boeing 787 Dreamliner, сообщает корреспондент Podrobno.uz.

Эксперты говорят о высокой стоимости данного типа самолетов и многомиллиардной кредитной нагрузке, которая после их покупки ложится на плечи пассажиров. В "Узбекистон хаво йуллари" прокомментировали эти обсуждения, предоставив на суд общественности свои причины и доводы.

Когда принималось решение

"Решение о начале эксплуатации самолётов Boeing 787 было принято в 2007 году. Данный лайнер – это новое слово в самолётостроении. Он легче других самолетов, так как в его конструкции, как никогда ранее много композитов, заменивших металл. Кроме того, в его салоне много новинок для комфорта пассажиров. Это увлажнители воздуха, система поддержания высоты, комфортной для человека, принципиально новые вентиляция, обогрев и охлаждение", – отметили в авиакомпании.

Там также добавили, что самолёт летает так высоко, как никогда ранее. Это позволяет экономить авиатопливо, эффективнее избегать болтанки, преодолевать расстояния на 10% быстрее. Разницу этого самолета и предыдущих моделей можно понять, если сравнить, например, старый оконный кондиционер БК2500 с современной сплит-системой.

"Обвинять Национальную авиакомпанию в приобретении таких современных самолётов, это как обвинять обычного человека в том, что у него есть смартфон, а не кнопочный телефон", – подчеркнули в НАК.

Причины покупки

По данным авиакомпании причин выбора Boeing 787 было несколько.

Первая и основная – это необходимость непрерывного обновления флота самолётов. В гражданской авиации самолёт приобретается на 15-25 лет эксплуатации. А техника и технологии сейчас развиваются так бурно, что через 3-5 лет новинка превращается в допотопное устройство.

Поэтому, выбирая тип самолёта авиаторам необходимо заглядывать на 20-30 лет вперёд. Это осложняется ещё и тем, что от принятия авиакомпанией решения о закупке нового самолёта, до его поступления в эксплуатацию проходит иногда более 5 лет.  

"Эксплуатируемые авиакомпанией с 1996 года самолёты Boeing 767-300ER являются разработкой 1983 года. Вместе с тем, приобретение дополнительного количества самолётов данного типа после 2013 года стало невозможным ввиду того, что компания "Boeing – Коммерческие самолёты" сообщила о намерениях приостановить производство Boeing 767, в связи с началом проекта их переоборудования в танкеры для Министерства обороны США", – рассказали в "Узбекистон хаво йуллари".

В этот период был разработан самолёт нового поколения Boeing 787, который является альтернативой самолёту Boeing 767, в связи с чем и было принято решение о начале его эксплуатации в НАК.

Вторая причина – планы запуска беспосадочных трансатлантических перелётов из Ташкента в США и необходимость наличия в парке самолётов, имеющих технические возможности для таких полётов.

Не менее важно и повышение качества обслуживания пассажиров на рейсах. В настоящее время самолёт Boeing 787 имеет большую популярность среди пассажиров. При его планировании на разных направлениях наблюдается повышенный спрос на полёты именно на этом самолёте.

Еще одна причина – сокращение расходов на топливо и техническое обслуживание. В совокупности авиакомпании мира приобрели или разместили заказы на 1441 самолетов Боинг-787.

Немного о стоимости

"Стоимость самолётов Boeing 787-8, эксплуатируемых в НАК начинается от 115 миллионов долларов. Цифры, любезно предоставленные блогерами и участниками обсуждений в соцсетях, взятые из Wikipedia, не соответствуют действительности. Возможно, кто-то покупает самолёты и по таким ценам, но это зависит от конфигурации. Наша авиакомпания не "шикует", а приобретает ровно ту конфигурацию, которая будет необходима и удобна для наших клиентов", – отметили в "Узбекистон хаво йуллари"

А как же лизинг

А теперь немного о приобретении или лизинге самолётов Boeing 787. На момент приобретения первых самолётов Boeing 787 ни одна компания в мире не предлагала их в лизинг, и в связи с этим у НАК был только один выбор – привлечь кредитные средства на их приобретение. Кстати, в целом 50% всех самолётов в мире приобретаются, а остальные берутся в аренду, а среди широкофюзеляжных самолётов 62% приобретаются и 38% арендуются.

Вместе с тем, в авиакомпании также применяется практика по аренде самолётов. В настоящее время НАК уже эксплуатирует 5 самолётов (3 – Boeing 757, 2 – Airbus 320neo) на условиях аренды и эта цифра будет расти в будущем за счёт наращивания аренды самолётов семейства Airbus 320.

Конечной целью авиакомпании является доведение количества типов самолётов до 2-3. В результате на среднемагистральных маршрутах будут эксплуатироваться самолёты семейства Airbus 320, на дальнемагистральных маршрутах Boeing 787.

Не пропусти ничего важного: больше новостей в Telegram-канале Podrobno.uz.