Найти в Дзене
Гараж Автоклассика

Румынские собратья легендарных советских грузовиков. Bucegi и Carpați

Глядя на румынские грузовики «Карпаты» и «Бучеджи» создается впечатление, что у них много общего с нашим ЗИЛ-130. Но так лишь кажется, машины просто похожи.

В послевоенной истории автомобилестроительного завода в Брашове был период, когда с конвейера сходили лицензионные копии ЗИС-150 и самосвал ЗИС-585. Производство налаживали при участии специалистов из СССР.

Румыны несколько раз модернизировали копию советского грузовика, но он морально устаревал, машине требовалась замена. Новые грузовики разрабатывали уже совместно с французами, с известным производителем кузовов и оборудования Société des usines Chausson.

-2

В 1961 году появляется первый грузовик нового семейства - SR–131, более известный как «Карпаць».

При полной массе около 6 тонн грузоподъемность грузовика Carpați составляет 3 тонны. Под капотом находится пятилитровый карбюраторный V8 мощностью 140 л.с. Это лицензионный двигатель Ford.

-3

Сцепление однодисковое сухое, четырёхступенчатая коробка передач. Проводя аналогию с нашими грузовиками, SR–131 Carpați можно сравнить с ГАЗ-53, хотя «Газон» имел большую грузоподъемность и мотор его был слабее на 20 «лошадок».

-4

Грузовик получился удачным и набирал популярность, но потребителей не устраивал один только бортовой вариант.

В 1963 году появляется SR–113 «Бучеджи». Его грузоподъемность составляла уже 5 тонн при собственном весе 4.2 тонны.

-5

Мощность двигателя увеличили до 160 л.с. Максимальная скорость 85 км/час, средний расход топлива около 30 литров на 100 км.

В коробке передач добавилась пятая скорость. Синхронизаторы были на всех, передачах кроме первой. В качестве опции задний мост мог быть оборудован двухступенчатым редуктором.

-6

«Бучеджи» по характеристикам можно сравнить с нашим ЗИЛ-130.

-7

Оба грузовика послужили основой для целого ряда версий, от седельного тягача до полноприводных шасси, военного и обычного сельскохозяйственного назначения. Разумеется, на базе этих машин строили всевозможную спецтехнику.

SR–132 Carpați. Сельскохозяйственная версия с полным приводом, грузоподъемностью 2.5 тонны.
SR–132 Carpați. Сельскохозяйственная версия с полным приводом, грузоподъемностью 2.5 тонны.

Популярность румынских грузовиков, особенно Bucegi росла за пределами страны. Рынок сбыта был обширный – Южная Америка, страны Ближнего Востока, их можно было увидеть на Кипре и в Греции.

-9

В середине 1960-х лицензионная сборка начинается в Югославии. Там они производились под собственным именем Torpedo SRT, но насколько мне известно, высоким качеством югославский клон «Карпат» не отличался.

-10

На Балканах такие машины до сих пор часто встречаются.

Любопытно, но даже в Северной Корее такие грузовики есть, во всяком случае, на редких фото из глубинки этой «демократичной» страны машина встречается.

-11
-12

Не берусь утверждать, была ли в КНДР лицензионная сборка «Карпат», или их просто закупали. Судя по множеству мелких внешних отличий, при общей схожести, я думаю, что это местная сборка.

-13

В отличие от венгерских автобусов Икарус, румынские грузовики у нас почти не известны. СССР их не закупал, лишь в журнале «За Рулем» о них печатались скудные заметки.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм