Очередной самолет Яковлева на пороге тридцатых был также назван в честь товарища Рыкова - АИР. Была значительно улучшена конструкция самолета по сравнению с предыдущей, третьей моделью. Самолет предназначался для тренировочных полетов и как связной (в смысле для доставки исполкомовского начальства в отдаленные районы по воздуху).
Несмотря на отечественную разработку и явный прогресс в конструкции, мотор был импортный - "Вальтер". Своих то серийных еще не было.
Что касается этого мотора , то, неплохо работавший в хорошую летнюю погоду, он был весьма капризным и почти непригодным для эксплуатации в условиях холода и дождя, соответственно и в северных районах страны. Оказалось, что мотор и особенно карбюратор, сильно охлаждаясь, вызывают обеднение смеси, уменьшение оборотов, а свечи двух нижних цилиндров и обоих магнето постоянно забрасываются маслом.
Самолет участвовал в весьма распространенных тогда перелетах - один из самых известных - полет по маршруту Москва-Киев-Одесса-Севастополь-Харьков-Москва.
Намеренно было выбрано самое тяжелое по метеоусловиям время - октябрь. Самолет с надписью на борту и крыле "СССР-312" вели Ю. И. Пионтковский и механик Б. Н. Подлесный. На самолете "СССР-311" летели слушатель ВВА С. К. Огородников и механик Я. Я. Пионтковский по маршруту Москва-Воронеж-Ростов-Севастополь-Харьков-Москва.
Оба перелета прошли успешно и продемонстрировали все удачные качества авиетки - включая возможность взлетать и садиться на небольшие площадки, включая лужайки...
На самолете использовался и отечественный мотор М-23, но он не пошел в серию, отчего большинство отечественных разработок того времени было обречено только на малую серию...
Однако, данная модель была шагом к настоящему "воздушному форду"... Почитать о нем можно здесь.
О современной спутниковой связи смотрите здесь.
Всем удачи и мирного неба над головой