Найти тему
Satdata

АИР-4 (1930): авиетка Яковлева - путь к воздушному "Форду"

АИР-4; все фото статьи взяты из открытых источников
АИР-4; все фото статьи взяты из открытых источников

Очередной самолет Яковлева на пороге тридцатых был также назван в честь товарища Рыкова - АИР. Была значительно улучшена конструкция самолета по сравнению с предыдущей, третьей моделью. Самолет предназначался для тренировочных полетов и как связной (в смысле для доставки исполкомовского начальства в отдаленные районы по воздуху).

Несмотря на отечественную разработку и явный прогресс в конструкции, мотор был импортный - "Вальтер". Своих то серийных еще не было.

Что касается этого мотора , то, неплохо работавший в хорошую летнюю погоду, он был весьма капризным и почти непригодным для эксплуатации в условиях холода и дождя, соответственно и в северных районах страны. Оказалось, что мотор и особенно карбюратор, сильно охлаждаясь, вызывают обеднение смеси, уменьшение оборотов, а свечи двух нижних цилиндров и обоих магнето постоянно забрасываются маслом.

Яковлев около своего детища (второй справа)
Яковлев около своего детища (второй справа)

Самолет участвовал в весьма распространенных тогда перелетах - один из самых известных - полет по маршруту Москва-Киев-Одесса-Севастополь-Харьков-Москва.

Намеренно было выбрано самое тяжелое по метеоусловиям время - октябрь. Самолет с надписью на борту и крыле "СССР-312" вели Ю. И. Пионтковский и механик Б. Н. Подлесный. На самолете "СССР-311" летели слушатель ВВА С. К. Огородников и механик Я. Я. Пионтковский по маршруту Москва-Воронеж-Ростов-Севастополь-Харьков-Москва.

Оба перелета прошли успешно и продемонстрировали все удачные качества авиетки - включая возможность взлетать и садиться на небольшие площадки, включая лужайки...

Самолет под номером 312 на маршруте  дальнего перелета
Самолет под номером 312 на маршруте дальнего перелета
рисунок второго рекордсмена под номером 311
рисунок второго рекордсмена под номером 311

На самолете использовался и отечественный мотор М-23, но он не пошел в серию, отчего большинство отечественных разработок того времени было обречено только на малую серию...

-5

Однако, данная модель была шагом к настоящему "воздушному форду"... Почитать о нем можно здесь.

О современной спутниковой связи смотрите здесь.

Всем удачи и мирного неба над головой