Найти в Дзене
Шахтёр

Езда на транспортёрных лентах в шахте

Зачастую путь в шахте к рабочему месту и обратно очень продолжительный по километражу, да и по времени пешком занимает много времени. Одним из видов транспорта, которым пользуются шахтёры, является конвейерная лента, по которой транспортируют уголь от добычной лавы до бункера (где его грузят в вагонетки и затем везут далее к главному стволу для скипового подъёма) или же выдают сразу на-гора, минуя погрузку в вагонетки и подъём по стволу.

Тут следует выделить такой момент – не по каждой ленте разрешается ездить. На практике эта фраза звучит немного иначе – не по каждой ленте можно ездить. Для того, чтобы лента была ездовой, она должна быть оборудована посадочными и сходными площадками с освещением, «будильником», концевым выключателем и финишем.

• посадочные и сходные площадки монтируются на уровне ленты, чтобы удобно на неё прыгать и спрыгивать с неё. Причём, сходная площадка раза в три (примерно) длиннее посадочной. Ехать по ленте нужно лёжа на животе головой вперёд , облокотившись на локти.

• «будильник» – это кусок транспортёрной ленты, нарезанный полосами в «лапшу». Закрепляется над лентой на такой высоте, чтобы касался лежащего шахтёра независимо есть на ленте уголь или нет. Согласно названию, служит для того, чтобы разбудить невзначай уснувшего шахтёра. Монтируется перед сходной площадкой. На практике «будильник» долбит по каске всех пассажиров без разбору – спишь или не спишь, по каске всё равно получишь.

• концевой выключатель по всей длине конвейера в обязательном порядке монтируется на все ленты – ездовые и неездовые. Представляет из себя тонкий, гибкий кабель ТАШ с двумя проводами и сталистым тросиком внутри. Достаточно потянуть его вдоль ленты (вперёд или назад – не имеет значения) и лента останавливается. Типа стоп-кран.

• финиш – ещё один кусок ленты наподобие «будильника», но уже цельный без «лапши» и через рычаг подключен к выключателю. Монтируется сразу же за сходной площадкой. Если шахтёр не сойдёт на сходной площадке, сработает финиш и лента остановится. На практике финиш задирают повыше, так как он нередко цепляется за большие куски угля и лента встаёт. Вслед за ней автоматически встают и другие конвейеры, останавливаются добычники.

Лента ездовая-неездовая не зависит от ширины полотна и скорости её движения. Она вполне может быть ездовой при скорости 3,15 м/сек и неездовой на тихоходной. Всё зависит от особенностей выработки, позволяет ли её высота на всём протяжении безопасной езде. По своему опыту скажу: мы ездили по всем лентам без разбору и на её статус не смотрели. Проезжали под финишем и сходили там, где нам было удобнее. Неписанное правило: при сходе шахтёра с ленты ни в коем случае нельзя светить ему в глаза! За такое баловство нарушителю вполне может прилететь в глаз, а затем по поводу фингала скажут, что так и было.

Высота от ленты до кровли нас тоже не особо волновала, лишь бы ничего не торчало и не было бы ничего такого, за что можно зацепиться. В задавленных местах ничком плющились по ленте, если лента с углём – закапывались в уголь. Бывало, что на тихоходах и в пересып ныряли. Тут важно знать, где можно нырнуть, а где – нет. Но в любом случае это грубейшее нарушение ТБ.

«Двухэтажная» лента – вид с нижней ветки
«Двухэтажная» лента – вид с нижней ветки

Иногда ленту делают ездовой в двух направлениях – и по верхней ветке, и по нижней. Не знаю как в других шахтах, у нас нижнюю ветку ездовой делали на тихо- и среднескоростных лентах, высокоскоростная лента – только верхняя ветка.

-3