Особняком от истории Ле-Мановской версии ГАЗ-13 стоят развозные фургоны и малая серия полноприводных машин. Здесь столько кривотолков, что порой глаза на лоб лезут!
В Интеренете их даже называют специальным «Кремлёвским» заказом, хотя ни одна из этих машин никогда не работала в ГОНе.
Пришлось снова обратиться к архивам Горьковского Автозавода.
Здесь история получилась не менее запутанной, но от этого она получилась и более интересной.
Начиналось всё с полноприводной версии «Чайки», когда знаменитый ставропольский художник Павел Моисеевич Гречишкин заказал в июне 1959-го года в салоне местного представительства ГАЗа автомобиль, - «С проходимостью как у ГАЗ-62, но красивую, как «Чайка».
Эти слова живописца, практически сформировали техническое задание будущего автомобиля, хотя конструкторов цеха Спецзаказов Горьковского автозавода ждали серьёзные подводные камни на пути создания машины.
Изначально кузов «Чайки» решили установить на раму армейского тяжёлого джипа ГАЗ-62. Разница в базе заставила изрядно попотеть инженеров над кузовом, который мало того, что стал короче на 18 сантиметров, ещё и стал «универсалом», а это повлекло за собой введение в экстренном порядке новых упрочняющих уголков, косынок и дополнительных продольных вставок в полу.
Поскольку при исполнении индивидуального заказа известного пейзажиста конструкция машины была сделана, что называется с «чистого листа», то машине дали не только свой индивидуальный индекс, но и несколько обновили экстерьер.
Это важно помнить! По заводским документам эта машина – ГАЗ М-74, а «Чайкой» она никогда не называлась. Такая же история, если помните, ранее произошла и с «Победой-вездеходом», которая официально называется ГАЗ М-72.
Что касается внешности, очень свежим и оригинальным стало размещение в декоративных арках передней оптики сдвоенных вертикальных фар. Предложил такое решение не профессиональный художник-конструктор, а практикант Строгановского художественного училища Павел Сварчевский. По его же предложению в передней части (капот и крылья) появились дополнительные вентиляционные продухи для лучшего охлаждения. Напомним, двигатель на этой машине был шестицилиндровый, аналогичный тому, что устанавливался на предшественника «Чайки», ГАЗ-12 ЗИМ.
Без серьёзных изменений удалось обновить и боковые панели стильного «джипа» добавив три продольных хромированных риски на задней двери и установив повторитель поворота в вытяжном вентиляционном отверстии переднего крыла.
В ноябре 1960-го года машина была отгружена заказчику, художнику-пейзажисту П.М.Гречишкину и на том бы наверное всё и закончилось, но фотография машины попала сначала в новогодний выпуск заводской газеты, оттуда перекочевала в январский номер журнала «За Рулём», а в феврале её процитировал журнал «Вокруг Света», анонсировав, как «подарок автозавода ГАЗ туристам и путешественникам».
Конечно, для продажи в салоне простым советским трудящимся эти автомобили не предназначались, они были слишком дорогими. Позволить приобретение заказного кузова и шасси могли только состоятельные деятели культуры или организации, но и с этой стороны публикация журнала «Вокруг Света» нашла отклик.
В том же, 1960-м, сразу три аналогичных машины заказал Комитет по телевидению и радиовещанию с оговоркой, что у машин в крыше должны быть широкие сдвижные люки для возможности установки кинокамеры на штативе. Причём две машины были переданы программе «Клуб кинопутешественников» Юрия Сенкевича. Другая обслуживала Казахстанское представительство Телерадиокомитета в Казахстане.
В декабре 60-го две практически идентичные машины заказал «Мосфильм».
Ещё одну закупило творческое объединение мультипликационных и документальных фильмов «Экран».
В 1961-м был получен спецзаказ на одну машину от охотхозяйства «Завидово» в Москве, две машины выкупило агентство «Интурист» в Алтайском крае, ещё два автомобиля заказанные в 60-м получило консульство Японии на острове Сахалин. Это, пожалуй, самый интересный заказ, поскольку эти внедорожники красились в снежно-белый цвет, а на капот был нанесён красный круг. В салоне был размещён минихолодильник и СВЧ-печь, по этой причине за задним сиденьем универсала установили резервный аккумулятор повышенной ёмкости.
Из всего тиража «вездеходных «Чаек» остались только машина Гречишкина, она сейчас стоит в музее автомобилей Минтранса СССР практически в первозданном состоянии и одна из консульских машин, находящаяся в собственности американского гонщика Гарри Лейдеккера.
К сожалению, американец, не считаясь с уникальностью автомобиля, установил на него 6-ти литровый мотор «HEMI» и полностью переделал ходовую часть.
Эта машина до сих пор принимает участие в скоростных заездах на четверть мили во время фестиваля скорости в Гудвуде. Здесь её называют «Японской белой пандой».