Найти тему

Как улучшают эргономику на конвейере “Тойоты”

Добрый день, друзья!

Предлагаю вам выжимку из статьи про организацию эргономики в европейском подразделении “Тойоты”.

Очень интересно было почитать, как там подходят к этой теме и какие наработки у них есть. “Тойота” - это образец производственной организации. Поэтому интересно у них поучиться.

Ссылку на оригинал статьи размещу в конце. На качественный перевод не претендую, если будут замечания по переводу или терминам - напишите пожалуйста в комментариях.

Итак:

Интервью дает Стюарт Бассфорт, старший специалист по охране труда, эргономист Toyota Motor Europe. Он занимается вопросами эргономики и безопасности с 2004 года.

  • Основой для системы бережливого производства на всех заводах “Toyota” является наличие универсальных, квалифицированных и здоровых сотрудников.
  • Эргономические проблемы могут привести к остановке конвейера или чрезмерной усталости сотрудников.
  • С 2004 года, после увеличения сообщений о проблемах с опорно-двигательным аппаратом, начались исследования процессов на сборке, с целью уменьшения рисков заболеваний опорно-двигательного аппарата.
  • Для оценки используется “эргономический треугольник”:

1) прикладываемая сила,

2) частота движения или статическое напряжение,

3) неудобная поза.

  • Одним из важных условий улучшений - участие самих сборщиков конвейера в улучшении их рабочих мест.
  • Все обращения сборщиков обрабатываются и изучаются. Дается обратная связь. Это обязательно делать, так как иначе работники перестанут как-то участвовать.
  • Предложения в усовершенствованиях проходят обкатку на одном из заводов, затем, по результатам, внедряются на всех заводах.
  • Эргономический риск-менеджмент “Тойоты” основывается на принципе постоянного улучшения - кайдзен. “Joshi-ten (JT)” и “Shisei Juryo-ten (SJT)” - японские инструменты анализа эргономической нагрузки, представленные на европейских заводах в 1997 году.
  • “JT” - фокусируется на положении верхних частей тела. Оценивает критические точки, положения когда локти выше плеча, форму и вес инструментов (2,5 кг - предел для ручного инструмента), положения запястья, сила сжатия пальцев, а также отклонение шеи.
  • “SJT” охватывает нижнюю часть тела и такие движения, как сгибание спины, поднятие тяжестей, повороты и сгибание тела.
  • Описанные инструменты оценивают четыре элемента:

1) поднятие рук,

2) расположение поднятых рук,

3) наклоны с весом,

4) позы с согнутой спиной.

  • Элементы получают цветовую оценку: зеленый, желтый или красный.
  • После оценки движений, усилия направляются на то, чтобы уменьшить количество “красных” операций.
  • Например, в красном была операция по креплению 4-х наддверных ручек одним сборщиком. Для решения проблемы, разделили обязанности, чтобы это делали разные сборщики.
  • Для изучения положений тела, используется наблюдение, видеозапись. Также использовались системы моделирования с датчиками, закрепленными на теле работника (система, которая используется в кино).
  • При проектировании новых линий, новых моделей используется общая эргономическая база. В этой базе скапливаются все оптимальные решения.
  • Сборщики перед работой тянутся и делают разогревающие упражнения. Также сообщают о своих проблемах со здоровьем (например травма плеча, которая не позволяет высоко поднимать рука), чтобы можно было поменять их местами при необходимости. Сборщики на конвейере должны быть универсалами.
  • На многих заводах есть специальные ванны с теплым воском, чтобы сборщики перед работой согрели руки. Это помогает разогреть все мышцы.

В целом, как мы видим, вопросам эргономики и предотвращению заболеваний опорно-двигательного аппарата уделяется много внимания. Направляются значительные ресурсы на изучение и улучшение процессов.

Ссылка на статью на английском: https://www.ioshmagazine.com/article/toyota-critical-moves

Какие вы знаете подходы к улучшению эргономики? Какие хорошие, ну или наоборот плохие примеры можете привести?

Алексей Копейкин, kopeykin@siot.pro

Подписывайтесь. Некоторые материалы только для подписчиков.

Ставьте "лайки", делайте "репосты", пишите комментарии - это помогает развиваться каналу!

Больше информации об охране труда на Блог-Инженера.РФ