Добрый день, друзья!
Предлагаю вам выжимку из статьи про организацию эргономики в европейском подразделении “Тойоты”.
Очень интересно было почитать, как там подходят к этой теме и какие наработки у них есть. “Тойота” - это образец производственной организации. Поэтому интересно у них поучиться.
Ссылку на оригинал статьи размещу в конце. На качественный перевод не претендую, если будут замечания по переводу или терминам - напишите пожалуйста в комментариях.
Итак:
Интервью дает Стюарт Бассфорт, старший специалист по охране труда, эргономист Toyota Motor Europe. Он занимается вопросами эргономики и безопасности с 2004 года.
- Основой для системы бережливого производства на всех заводах “Toyota” является наличие универсальных, квалифицированных и здоровых сотрудников.
- Эргономические проблемы могут привести к остановке конвейера или чрезмерной усталости сотрудников.
- С 2004 года, после увеличения сообщений о проблемах с опорно-двигательным аппаратом, начались исследования процессов на сборке, с целью уменьшения рисков заболеваний опорно-двигательного аппарата.
- Для оценки используется “эргономический треугольник”:
1) прикладываемая сила,
2) частота движения или статическое напряжение,
3) неудобная поза.
- Одним из важных условий улучшений - участие самих сборщиков конвейера в улучшении их рабочих мест.
- Все обращения сборщиков обрабатываются и изучаются. Дается обратная связь. Это обязательно делать, так как иначе работники перестанут как-то участвовать.
- Предложения в усовершенствованиях проходят обкатку на одном из заводов, затем, по результатам, внедряются на всех заводах.
- Эргономический риск-менеджмент “Тойоты” основывается на принципе постоянного улучшения - кайдзен. “Joshi-ten (JT)” и “Shisei Juryo-ten (SJT)” - японские инструменты анализа эргономической нагрузки, представленные на европейских заводах в 1997 году.
- “JT” - фокусируется на положении верхних частей тела. Оценивает критические точки, положения когда локти выше плеча, форму и вес инструментов (2,5 кг - предел для ручного инструмента), положения запястья, сила сжатия пальцев, а также отклонение шеи.
- “SJT” охватывает нижнюю часть тела и такие движения, как сгибание спины, поднятие тяжестей, повороты и сгибание тела.
- Описанные инструменты оценивают четыре элемента:
1) поднятие рук,
2) расположение поднятых рук,
3) наклоны с весом,
4) позы с согнутой спиной.
- Элементы получают цветовую оценку: зеленый, желтый или красный.
- После оценки движений, усилия направляются на то, чтобы уменьшить количество “красных” операций.
- Например, в красном была операция по креплению 4-х наддверных ручек одним сборщиком. Для решения проблемы, разделили обязанности, чтобы это делали разные сборщики.
- Для изучения положений тела, используется наблюдение, видеозапись. Также использовались системы моделирования с датчиками, закрепленными на теле работника (система, которая используется в кино).
- При проектировании новых линий, новых моделей используется общая эргономическая база. В этой базе скапливаются все оптимальные решения.
- Сборщики перед работой тянутся и делают разогревающие упражнения. Также сообщают о своих проблемах со здоровьем (например травма плеча, которая не позволяет высоко поднимать рука), чтобы можно было поменять их местами при необходимости. Сборщики на конвейере должны быть универсалами.
- На многих заводах есть специальные ванны с теплым воском, чтобы сборщики перед работой согрели руки. Это помогает разогреть все мышцы.
В целом, как мы видим, вопросам эргономики и предотвращению заболеваний опорно-двигательного аппарата уделяется много внимания. Направляются значительные ресурсы на изучение и улучшение процессов.
Ссылка на статью на английском: https://www.ioshmagazine.com/article/toyota-critical-moves
Какие вы знаете подходы к улучшению эргономики? Какие хорошие, ну или наоборот плохие примеры можете привести?
Алексей Копейкин, kopeykin@siot.pro
Подписывайтесь. Некоторые материалы только для подписчиков.
Ставьте "лайки", делайте "репосты", пишите комментарии - это помогает развиваться каналу!
Больше информации об охране труда на Блог-Инженера.РФ