Найти в Дзене
MobiusBlog

Игорь Сикорский - авиаконструктор в чёрной шляпе

Игорь Сикорский. Первый в мире серийный многомоторный самолёт и первый серийный вертолёт.

Сестра Сикорского, жила после революции по соседству с домом моих родителей, в небольшом одноэтажном домике на улице Гоголя в Днепропетровске и я с детства всегда относился к создателю вертолёта как к соседу.

Род Сикорских был известен в Российской империи со времён Петра Первого. Жили Сикорские в окрестностях Киевской губернии и были православными священниками.

Игорь Сикорский родился в 1889 в Киеве. Годы, оканчивающиеся на «9» станут для него счастливыми.

В семье было пятеро детей, Игорь был самым младшим. Обеспеченная интеллигентная киевская семья.

Отец его, Иван Сикорский, сын деревенского священника стал одним из мировых светил в психиатрии. Был активным участником «Киевского клуба русских националистов». В 1913 выступил экспертом на суде против Менахема Бейлиса, после чего разругался с другим лидером клуба - Василием Шульгиным, который защищал Бейлиса в своей газете «Киевлянинъ».

Игорь Сикорский политикой не интересовался, его страстью было проектирование летательных аппаратов. В детстве он прочитал книгу Жюль Верна «Робур-Завоеватель» и ему приснился сон, как он летит на диковиной винтокрылой машине над морем.  Сон оказался вещим.

«Робур-Завоеватель» Жюль Верн
«Робур-Завоеватель» Жюль Верн

Игорь Сикорский поступил в Киевский Политехнический институт, один из ведущих вузов Российской империи, а в 1908 году увлёкся авиацией.

Киевский Политехнический Институт Александра II (открытка начала XX века)
Киевский Политехнический Институт Александра II (открытка начала XX века)

Семья была хорошо обеспечена, Игорю дали деньги, он съездил в Париж, прошёл курс обучения в лётной школе Дювиньо де Лано и закупил 25-сильный мотор.

По возвращении в Киев Сикорский вместе со своим другом Фёдором Былинкиным занялся проектированием летательных аппаратов. Они построили сарай рядом с особняком семьи Сикорских по адресу Ярославов Вал 17-б и сделали там авиамастерскую. Проектировали они летательные аппараты раздельно, но друг другу помогали.

В счастливом 1909 году Сикорский построил вертолёт. Мощности мотора не хватало и аппарат так и не смог подняться в воздух. Сикорский оставил идею вертолёта на 30 лет. Без него вертолёт всё равно никто не построил.

Студент Игорь Сикорский рядом со своим вертолетом (1909)
Студент Игорь Сикорский рядом со своим вертолетом (1909)

В июне 1910 полетел первый самолёт молодых авиаконструкторов БИС-2 (Былинкин и Сикорский).

Самолёт БИС-2 (Былинкин и Сикорский) 1910 год
Самолёт БИС-2 (Былинкин и Сикорский) 1910 год

Это был второй самолёт, построенный в России. Первым был аэроплан профессора КПИ князя Кудашева. 

Вскоре друзья запустили первый в России моноплан.

-6

В 1913 Сикорский первым в мире сделал многомоторный самолёт.

В то время среди авиаконструкторов было распространено заблуждение, что многомоторные самолёты в принципе невозможны, так как требуют недостижимой симметричности работы двигателей. Поэтому многомоторных самолётов просто не было и первый многомоторный самолёт - «Русский витязь» построил Сикорский в 1913. 

26 мая 1913 года на Корпусном аэродроме Санкт-Петербурга «Русский Витязь» осмотрел император Николай Второй и побеседовал с Сикорским. Император интересовался авиацией, потом были и другие встречи императора и изобретателя. 

Сикорский показывает самолёт «Русский витязь» Николаю II
Сикорский показывает самолёт «Русский витязь» Николаю II

Вслед за «Русским Витязем» в 1913, был построен «Илья Муромец» - первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик. Самолёт надолго опередивший время. На самолёте были поставлены мировые рекорды: грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. 

«Илья Муромец»
«Илья Муромец»

Лётчик мог во время полёта выйти на крыло «Ильи Муромца» и сделать мелкий ремонт мотора.

На фото слева Игорь Сикорский за штурвалом, справа пилот на крыле «Ильи Муромца» над Санкт-Петербургом (виден Спасо-Преображенский собор). Если присмотреться, то человек на крыле похож на самого Сикорского - овал лица, усики. Вероятно это и был сам Сикорский.
На фото слева Игорь Сикорский за штурвалом, справа пилот на крыле «Ильи Муромца» над Санкт-Петербургом (виден Спасо-Преображенский собор). Если присмотреться, то человек на крыле похож на самого Сикорского - овал лица, усики. Вероятно это и был сам Сикорский.

Кстати, сейчас «Илья Муромец» есть в Музее Авиации в Монино (Жуковский). Я его видел. Мы привыкли к большим самолетам и «Илья Муромец» сейчас кажется маленьким - меньше Як-40. А в те времена он выглядел гигантом.

В 25 лет Сикорский стал кавалером ордена Св. Владимира IV степени.

В Первой мировой воевало 60 самолетов «Илья Муромец». «Муромцы» совершили 400 боевых вылетов, сбросили 65 тонн бомб и уничтожили 12 вражеских истребителей. При этом за всю войну был сбит всего один «Илья Муромец».

После революции на Украине установилась власть гетмана Скоропадского - относительно стабильный режим под охраной кайзеровских штыков. Авиастроения в стране не предвиделось. В феврале 1918 Сикорский уехал во Францию. 

Скоропадского сверг Петлюра в декабре 1918, затем пришли красные. Престарелый отец Сикорского скончался в феврале 1919. В мае 1919 Киевская ЧК нашла списки «Киевского клуба русских националистов». Расстреляли всех.

Во Франции Сикорский за полгода спроектировал и построил к августу 1918 тяжёлый 4-х моторный бомбардировщик. Французское правительство заказало ему пять таких самолётов. Но в ноябре 1918 война закончилась и заказ отменили.

Сикорский уехал в США, где создал конструкторское бюро Sikorsky Manufacturing Company в небольшом городке Рузвельт в пригороде Нью-Йорка на берегу Атлантического океана. Работали в бюро в основном русские эмигранты.

С заказами было туго, помог деньгами Сергей Рахманинов, который одолжил Сикорскому 5000 долларов, большие деньги в то время - стоимость 15 автомобилей Форд.

Сергей Рахманинов в центре, Игорь Сикорский справа
Сергей Рахманинов в центре, Игорь Сикорский справа

Конструкторское Бюро Сикорского создало несколько моделей самолётов и летающих лодок, а в 1939 был сделан вертолёт VS-300. Тройка в номере была потому, что Сикорский считал этот вертолёт своей третьей моделью, а первыми двумя - те, которые были сделаны в 1909 в Киеве на Ярославском валу. Пилотировал вертолёт сам Игорь Иванович. Именно вертолёты сделали его известными всему миру.

Сикорский пилотирует вертолёт VS-300
Сикорский пилотирует вертолёт VS-300

Сикорский любил носить чёрные шляпы, известные на Западе как «Федора». В такой шляпе он и пилотировал свой вертолёт. Снимки и ролики Сикорского в шляпе на вертолёте обошли весь мир. В историю авиации он так и вошёл как «человек в шляпе».

Сикорский рассчитывал, что вертолеты заменят автомобили.

Я видел ролик, где он прилетел на вертолёте к супермаркету в своей шляпе, припарковал вертолёт на парковке, зашёл, купил пару бутылок молока и ещё чего-то, все покупки поставил в проволочную корзинку, прикреплённую спереди на вертолёте и улетел. Я не нашёл этот ролик, но здесь похожий.

В 1941 году Сикорский установил поплавки на свой вертолёт и сделал несколько полётов над океаном. Сбылся сон гимназиста,

В 1942 Сикорский создал вертолёт R-4, ставший первым серийным вертолётом. С тех пор большинство вертолётов в мире построено по схеме вертолёта Сикорского.

Игорь Сикорский на вертолёте
Игорь Сикорский на вертолёте

Второй серийный вертолёт в мире сделал Франк Пясецкий в 1943 году, через четыре года после Сикорского. Родители Пяскцкого уехали из Русской Польши в 1915 году. Пясецкий, как и Сикорский построил свой первый вертолёт в 24 года. Фирмы, созданные Сикорским и Пясецким, до сих пор являются ведущими в мировом вертолётостроении.

Франк Пясецкий и транспортный вертолёт H-25
Франк Пясецкий и транспортный вертолёт H-25

Всю свою жизнь Сикорский оставался религиозным человеком. Иногда писал статьи на темы религии. Очень любопытно, посмотрите например его статью о молитве «Отче наш» (1942) - рассуждения о христианстве с точки зрения авиаинженера. 

Киевский Политехнический институт с 1996 года носит имя Игоря Сикорского, там ему поставлен памятник. В руках Игорь Иванович держит шляпу. Говорят, что потрогать её - ”на счастье” перед экзаменом.

-14

В эмиграции Игорь Иванович Сикорский оставался патриотом России. Был соучредителем Толстовского фонда, одним из директоров Пушкинского общества Америки, сотрудничал с монархистами. На его конструкторской фирме работало много русских эмигрантов, языком общения был русский.

О своей национальности Сикорский писал: ««Мой род чисто украинского происхождения, из села на Киевщине, где мой прадед и прапрадед были священниками. Однако мы считаем себя по происхождению русскими, из определенной части России, рассматривая украинский народ как неотъемлемую часть России, так же, как Техас или Луизиана являются неотъемлемой частью Соединенных Штатов».

-15

ЛИТЕРАТУРА:

1. “Перелёт «Петербург-Киев»”, журнал «Искры» №25 1914.

2. Михеев В.Р., Катышев Г.И. «Сикорский» Политехника, 2003 г.

3. Сикорский Игорь. «Воздушный путь» М., Русский путь, 1998

4. "Сикорские" Олег Сулькин Общество и наука №18 / 777 (02.05.11)

5. Покоривший небо. К 130-летию Игоря Ивановича Сикорского

6. "Размышления о Молитве Господней" И.И. Сикорский (1942)

-16