Найти в Дзене

Были ли в Мексике другие художницы кроме Фриды Кало?

Были ли в Мексике другие художницы кроме Фриды Кало?

Я часто слышу диаметрально противоположные отзывы о творчестве Фриды Кало. Полярность нарастает. Она либо вызывает неподдельное восхищение, либо агрессивное непонимание – ну, женщина с тяжелой судьбой, что в этом такого?

Надо понимать, что в таких негативных рассуждениях мы в первую очередь сравниваем Фриду Кало с современниками-мужчинами, к тому же принадлежащими к европейской живописной традиции. А это в корне неверно. Не потому, что гендерные различия играют роль. Но потому, что необходимо исходить из общего уровня развития искусства в определенное время и в определенном регионе. И если Фрида проигрывает с технической точки зрения «Парижской школе» своего времени, это не значит, что она лишена таланта.

Сегодня мы сравним художницу с одной из ее современниц. Художницей-мексиканкой, что имеет с ней общий культурный бэкграунд.

Первый пример – Ольга Коста (рис.1.) «Продавщица фруктов» – пожалуй, самая известная ее работа. При том, что две художницы в натюрмортах используют схожий приём – изображение разнообразия сочных фруктов как символа жизненной энергии и плодородия, – настроение и уровень эмоциональной и личной вовлеченности в произведение различен. Если О. Коста пишет картину новой Мексики, процветающего государства, созданную, к тому же, по заказу музея современного искусства Мехико, то Фрида Кало в своих натюрмортах продолжает рассуждения о собственной жизни, пронзая экзотический фрукт флагштоком с мексиканским флагом (рис.2).

-2
-3

Как сказал поэт Пабло Неруда: «Вся Мексика – на рынках». Ведь каждый вид фруктов выращивается в определенном регионе страны.
Если сравнить работы более детально (рис.3), то оказывается:
- Что Фрида Кало создает более сложную композицию, играя с ракурсами и положениями предметов, в то время как Ольга Коста работает более упрощенно, создавая повторяющуюся композицию;
- Что Фрида Кало большее внимание уделяет колориту, фактуре и светотени предметов, изучая подробно их структуру, тогда как Ольга Коста трактует предметы исключительно насыщенными локальными пятнами и лишает их жизнеподобного объёма;
- Что Фрида Кало наделяет своё произведение скрытыми смыслами, подобно европейским vanitas, в которых рассуждается о жизни и смерти, что производит более глубокое впечатление, чем позитивистская, но чисто декоративная работа Ольги Косты.

Автор- Правое полушарие Интроверта