Не стоит считать, что привычная всем Газель стала чем-то принципиально новым для нашей страны. Работы по созданию грузовых автомобилей, способных перевозить от одной до полутора тонн, велись ещё в советские времена.
Автозавод в Армении, построенный непосредственно в столице республики, располагал неплохой базовой моделью 762 рижского происхождения. Шасси от Волги имело хороший запас прочности, собственно так же потом поступили и инженеры ГАЗа при создании Газели.
По мере устаревания грузовичка ЕрАЗ-762 было принято решение о разработке более современной модели полукапотной компоновки. Тоже просматривается полная аналогия с Газелями. ЕрАЗ-3730 для 1973 года выглядел очень достойно, успешно пройдя все испытания. А испытывать автомобили тогда хорошо умели. Но узлы Волги и УАЗа не подвели. К сожалению, дальше единичного производства и мелких партий дело не пошло, хотя завод и был реконструирован под новую модель.
Не стоял в стороне от такого полезного для экономики автомобильного сегмента и НАМИ. Было разработано целое семейство полуторок, в частности фургонов НАМИ-0267, а впоследствии и традиционного грузовика с алюминиевой платформой НАМИ-3305. Машинам не повезло с трудностями начала восьмидесятых, когда генсеки уходили один за другим.
Планы были задуманы с размахом. Предполагалось как производство малотоннажников конструкции НАМИ в закавказских республиках, в том числе и со строительством новых автозаводов, так и использование готовых площадок ГАЗ и УАЗ. Но в результате произошедших политических изменений выжил только горьковский проект. Остальные машины так и остались в роли памятников самим себе.