Производство бомбардировщика Су-24 завершилось еще в 1993 году, но самолет до сих пор находится на вооружении не только ВВС России, но и других стран мира.
Всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности предназначен для прицельного поражения наземной и надводной цели противника ракетно-бомбовыми ударами. Идеально приспособленный для прорыва ПВО и обладающий сверхзвуковой скоростью, до сих пор остаётся в строю вооружённых сил РФ и других стран мира.
История создания самолёта
История создания начинается с момента постановки на вооружение истребителя Су-7Б, разработанного ещё в середине 50-х гг. Сразу после этого планировалось начать работы над созданием нового самолёта, предназначенного для поражения малоразмерных объектов, но в результате того, что на базе этой модификации создать такой аппарат оказалось невозможно, принято решение спроектировать самолёт, получивший обозначение С-6.
Работы над проектом, неоднократно менявшем маркировку, продолжались на рубеже 60-70-х гг. прошлого века. Уже в январе 1970 г. начались государственные испытания, в результате которых устранялись многочисленные конструктивные ошибки и недоработки. В частности, одной из главных проблем стали «титановые» пожары в двигателе.
Только в конце 1976 г. начались заключительные испытательные полёты, продолжавшиеся до мая 1981 г., после чего, спустя 2 года самолёт принят на вооружение и эксплуатируется и сегодня, хотя производство завершено ещё в 1993 г.
Оружие Су-24
На бомбардировщике Су-24 имеется 8 точек для подвесного оружия: 4 из них находятся под фюзеляжем, 2 под центропланом и 2 под консолями крыльев. Максимальное количество боевой нагрузки, которую самолёт может принять на свой борт, достигает 7,5 т боеприпасов, подразделяющихся на несколько видов:
- Стрелково-пушечное, состоящее из шестиствольной 23 мм пушки ГШ-6-23 с боекомплектом в 500 выстрелов.
- Бомбардировочное, разделяющееся на несколько групп:
- неуправляемые авиационные бомбы свободного падения;
- разовые бомбовые кассеты;
- зажигательные баки.
- Неуправляемое, к которому относятся крупнокалиберные ракеты.
- Управляемое, включающее две или четыре тактические радиоуправляемые ракеты «воздух-поверхность»
ТТХ бомбардировщика и лётные характеристики
Если сравнивать внешний вид и ТТХ бомбардировщика Су-24, никаких видимых особенностей в его конструкции не прослеживается. Однако многочисленные доработки каждого отдельно взятого узла и механизма позволили создать уникальную фронтовую машину со следующими тактико-техническими характеристиками:
- Экипаж — 2 человека.
- Длина — 45,59 м.
- Максимальный размах крыльев — 17,63 м.
- Минимальный размах крыльев — 10, 36 м.
- Вес без снаряжения — 23,7 т.
- Максимальная скорость — 1 700 км/ч.
- Взлётная скорость — 400 км/ч.
- Посадочная скорость — 310 км/ч.
- Длина перегона — 2 850 км.
- Практический потолок — 11 5 км.
- Длина взлётной полосы — 1,25 км.
Считается, что идея для создания Су-24 была взята с американского Ф-111. По словам О. С. Самойловича, написанным в автобиографической книге «Рядом с Сухим», в проектировании самолёта значимую роль сыграли фотографии «американца», сделанные им лично в авиасалоне Ле-Бурже-1967.
Боевое применение
Боевое крещение советские бомбардировщики Сухого получили во время войны в Афганистане. Однако использовались не регулярно, а только для бомбежки в период Панджшерской операции. Вылеты осуществлялись с баз, расположенных в Узбекистане, потерь за время эксплуатации не было.
Следующее испытание для русской авиации пришлось на Чеченскую войну. Самолёты применялись в ходе обоих конфликтов. Всего за этот период было потеряно 3 Су-24.
Позже российские бомбардировщики использовались в конфликте в Южной Осетии. Официальных данных о потерях не сообщалось, хотя некоторые источники утверждают, что военные потеряли 2 самолёта.
В период бомбёжек Восточной Украины один бомбардировщик ВСУ потерян от точного попадания ракеты, выпущенной из ПЗРК, второй сбит неподалёку от посёлка Новосветловка ЛНР.
Начиная со второй половины 2015 г. российские Су-24М успешно используются для уничтожения объектов террористов запрещённой организации «Исламское государство» на территории Сирии. За этот период бомбардировщики совершили более половины боевых вылетов, 2 из которых завершились трагично:
- 21.11.2015 — подбит турецким истребителем неподалёку от границы Сирии и Турции. Пилоты катапультировались, но один был расстрелян в момент полёта на парашюте.
- 10.10.2017 — из-за технической неисправности самолёта потерпел крушение в момент взлёта. Оба члена экипажа погибли.
Один из наиболее громких скандалов, произошедших в период распада Советского Союза и передела вооружения, затрагивает и бомбардировщики. 14.02.1992 г. шесть полных экипажей (12 человек), дислоцирующихся в Хмельницкой области и не желающих принимать присягу на верность Украине, самопроизвольно угнали свои машины, прихватив заодно и знамя полка. Приземлились они в Смоленске.
Несмотря на то, что сегодня модификации Су-24 считаются морально устаревшими, они до сих пор активно используются вооружёнными силами нескольких стран мира, в том числе и РФ, Украиной и Азербайджаном. Кроме этого, именно от их боеготовности зависит вся боеспособность ВВС.
Всем спасибо!
Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.