Найти в Дзене
Izmaylovoteam

Жестянки. Про коллекторные моторы

Коллекторные моторы, или, как из называют в народе, "жестянки", какие же они бывают и на что обращать внимание?

Коллекторный мотор - электромотор, в котором ток передаётся на обмотки и статор через щётки и коллектор, как в модельных, так и в любых других коллекторных моторах самого разного назначения. Особенность в том, что имеется узел трения, подвергающийся износу, это сами щётки.

Не будем глубоко вникать в принцип устройства и в физику процесса работы мотора, ибо нам важнее критерии выбора конкретного мотора.

Итак, основное: типоразмер мотора. Они подразделяются на 130/280/300/370/540/550/775, это длина корпуса, кратная длине в миллиметрах. В нашем случае, в трофи в основном используется типоразмер 540 (для моделей 8-12 масштаба), реже 370, для масштабов поменьше, и 550 в случае трансмиссий, где нужен больший крутящий момент.

Мотор Traxxas Titan 380
Мотор Traxxas Titan 380
Мотор Traxxas Titan 775
Мотор Traxxas Titan 775

Далее следует такой параметр, как крутящий момент, который зависит от количества витков двигателя и обозначается соответствующими цифрами в характеристике мотора - 27Т...90Т. Арифметика простая - чем меньше цифра, тем мотор будет быстрее, но при этом не очень тяговитым, то есть, когда нужно ооочень медленно и мощно куда-то заехать, или вылезти из затягивающей грязи, он просто будет затыкаться, ему тяжело будет крутить трансмиссию и он будет сильно греться, вполне может сгореть. Но при этом модель будет довольно быстрая на прямых участках, или, к примеру, можно подрифтить на снегу, или песке))

И наоборот, чем больше витков, тем мощнее будет крутящий момент, можно двигать кирпичи и вылезать из грязевых ловушек, но притопить газ при этом не получится. Плюс к этому, уже нужно уделить внимание усилению трансмиссии и ходовой части, ибо чрезмерное увеличение крутящего момента может привести в поломке других узлов, на него не рассчитаных. Золотая середина для трофи - моторы 35-45Т, они являются оптимальными по соотношению тяга/скорость. Дополнительно можно немного изменить параметры в ту, или иную стороны установкой приводых шестерен (спур и пиньон)* с другим количеством зубьев.

Самые простые коллекторные моторы, так называемые "жестянки", являются необслуживаемыми, фактически одноразовыми, с самыми простыми подшипниками скольжения из латуни.

"Жестянка", просто мотор))
"Жестянка", просто мотор))

То есть, если он заскрипел, рассыпались подшипники, умерли щётки, то мотор на выброс, благо стоят они не очень дорого и по сути, являются расходником. Не имеют никаких регулировок и зачастую сильно примернр соответствуют заявленным характеристикам.

Есть же и обслуживаемые моторы, имеющие возможность замены щёток, проточки и чистки коллектора, возможностью настройки тайминга (по-простому, опережения зажигания)), но они больше популярны у спортсменов, и скорее всего не в трофи. Ну, или совсем уж у любителей странного, имхо)) Так же чувствительны к грязи и песку.

Обслуживаемый коллекторный мотор
Обслуживаемый коллекторный мотор

Ну вот, в принципе и всё, что нужно знать о выборе коллекторного мотора для трофи. Напоследок плюсы и минусы:

+ Невысокая стоимость необслуживаемых моторов

-Плавность старта при правильно подобранном моторе

-

Коллекторные моторы способны работать практически со всеми БЕСколлекторными регуляторами, за редкими исключениями.

*Спур - главная ведомая шестерня трансмиссии, на которую приходит вращающий момент от маленькой шестерни (пиньон), сидящей непосредственно на валу мотора.

-7

Вот, кстати, о бесколлекторных регуляторах и моторах в следующих статьях))

Спасибо за прочтение.