Часто слышу от знакомых, вижу посты людей, которые сталкиваются с необходимостью менять свечи, но не знают какие выбрать и собственно каким образом их нужно выбирать.
Статью постараюсь написать объемную и максимально исчерпывающую, с разбором на реальных моторах и автомобилях. Попутно буду ее разбивать на части, чтобы не перегружать объемом и успевать дописывать :)
Часть 1.
Итак, давайте разбираться!
Обычно при необходимости приобрести свечи зажигания, есть несколько вариантов развития событий:
1) Покупается оригинал, поставляемый заводом изготовителем автомобиля.
+ безобидно для автомобиля
- как правило сильнее всего страдает кошелек владельца
+- не всегда оптимально (климат, манера езды, наличие каких-либо изменений в конструкции силовой установки)
2) Подбирается что-то из заменителей (советы продавцов, либо предложения от агрегатора автозапчастей ).
+ можно прилично сэкономить
- есть риск ошибиться с характеристиками
3) Ставится что-то популярное, что подходит в свечной колодец. Обычно это самые распространенные варианты, которые недороги и имеются в наличии на прилавках крупных автомобильных магазинов.
- вероятность купить подделку (подделываются как правило наиболее популярные изделия)
- возможно неполное попадание в необходимые тех.характеристики
Чтобы нам было просто сделать выбор, самым первым делом, мы должны определиться с базовыми параметрами, на которые в дальнейшем будем ориентироваться.
Для лучшего восприятия информации рассмотрим в качестве примера "народный" автомобиль в нашей стране, Toyota Camry в кузове XV40 с 4 цилиндровым двигателем 2AZ-FE, объемом 2.4 литра. Непродолжительные поиски в любой поисковой системе, выдают нам артикул 9091901210
Посмотрим, что же скрывается за этим числом
Теперь обратимся к характеристикам предложенной оригинальной свечи (можно найти по этому артикулу в разнообразных каталогах и базах магазинов)
1) Длина резьбы - 19 мм
2) Диаметр резьбы - 14 мм
3) Размер ключа - 16
4) Зазор - 1,1 мм
5) Калильное число - 20 (ВАЖНО: "сетка" калильного числа зависит от производителя свечи!)
6) Материал центрального электрода - иридий
Итак, первые 3 параметра - строго обязательны к исполнению, их нарушение может привести в лучшем случае к невозможности физически установить свечу, в худшем, если нарушим длину резьбы, получим крайне неустойчивую работу двигателя, детонацию и деструктивные процессы в камере сгорания.
Параметр #4 - Зазор.
Тут можно остановиться чуть более подробно.
Величина зазора влияет на то, насколько качественно и стабильно будет образовываться искра.
Принято считать, что чем выше температура искры и ее длина, тем качественнее воспламеняется смесь.
Казалось бы - больше зазор, больше длина искры = лучше? Кажется да, но не все так очевидно.
На практике мы можем видеть чаще всего зазоры от 0.6 до 1.4мм
Почему так? Потому-что важна стабильность образования искры, на бОльших расстояниях ее создать сложнее, из-за постоянной продувки камеры сгорания, из-за высоких температур и высокого давления, в случае с наддувными двигателями.
Длинную искру может просто "задувать", из-за этого пропуски воспламенения, потеря мощности, вибрации.
Что до нашего 2AZ-FE ?
Это простой, атмосферный мотор, мы можем использовать меньший зазор, но произойдет небольшая потеря мощности (искра короче, смесь воспламеняется в чуть меньшем объеме, фронт пламени нарастает не так быстро).
Мы можем взять немного больший зазор, но тогда возможны пропуски воспламенения, что так же приведет к потере мощности и нестабильной работе двигателя. Как всегда - без нюансов никуда.
Если резюмировать этот пункт, то можно вывести следующее правило:
"Свеча должна быть с максимальным зазором, при котором отсутствуют пропуски в зажигании смеси на всем диапазоне работы мотора."
Пропуски фиксируются большинством современных ЭБУ, за ними можно и нужно следить, особенно, если вы впервые используете нестандартные свечи зажигания, дважды особенно, если ваш двигатель высокофорсирован, либо вы подвергаете его тюнингу.
В целом, для обычных атмосферных двигателей, которые не подвергаются чрезмерным нагрузкам, не дорабатываются с целью увеличения отдачи, самый простой и адекватный вариант, использовать заводское значения для зазора свечей зажигания и контролировать его время от времени. При необходимости регулируя.
Пожалуй - конец первой части, продолжение ожидайте в ближайшее время.
Лайки/вопросы/критика/просто поболтать - в комментариях.
Всем буду рад!