Осенью 1968 года, за полтора года до запуска серийного производства автомобиля ВАЗ-2101, журнал «За рулём» объявил конкурс на лучшее название модели.
Сроки конкурса были сжатыми: отправить почтой свой вариант названия нужно было в течение декабря 1968 года. В 1969 году подвели итоги: читатели прислали почти 50 тысяч заказных писем, в которых предложили 1812 названий.
На первом этапе сразу исключили уже использовавшиеся в автопроме варианты — «Юность», «Волга», «Олимпия». Также выбыли неблагозвучные названия, например, «Директивец» или «Новорожец», а также шаблонные, примелькавшиеся имена, такие как «Весна» или «Луч».
Среди предложений читателей можно было встретить, например, названия «Катюша», ВИЛ-100 (в честь столетнего юбилея Ленина), «Фиалка», «Авангард», «Сокол», «Руслан», «Атаман», «Искра», «Тольяттинец»...
Многие участники конкурса предлагали названия, связанные с Италией, родиной прототипа модели ВАЗ-2101: «Роситал», «Руситала», «Итальяночка», «Гарибальди» и даже «Чипполино».
А пятёрка самых часто встречающихся имён выглядела так:
— Волжанин,
— Мечта,
— Дружба,
— Жигули,
—Лада.
Окончательное решение оставалось за жюри. Как вспоминал позднее Марк Тилевич, главный редактор «За рулём», жюри сразу решило отказаться от географических названий, чтобы не повторять практику других отечественных заводов — так исключили названия «Волжанин» и «Жигули». Имена «Мечта» и «Дружба» посчитали слишком замыленными, и осталась «Лада»!
Руководители Министерства автомобильной промышленности и Волжского автозавода изучили результаты народного конкурса, но в качестве окончательного выбрали всё-таки вариант «Жигули».
А вскоре после запуска модели ВАЗ-2101 в 1970 году пригодилось и название «Лада» — автомобили, идущие на экспорт, потребовали более благозвучного имени.
Спасибо, что дочитали до конца! Ещё больше интересных обзоров про автомобили — в нашем канале Яндекс-Дзен. Также загляните в наше сообщество в Вконтакте.