Найти тему
Внимательный Лис

Скептик Босх. Воз сена - воз жизни.

Оглавление

В какой-то момент жизни Иеронимус стал скептиком. Скептицизм - обычное состояние внимательного человека. Как говорил Пушкин: "Кто жил и мыслил тот не может в душе не презирать людей", или иначе говоря, не может не стать скептиком.

Скептик скептику рознь. Обычно скептики это глуповатые зануды. Но иногда случается заболеть скептицизмом очень внимательному человеку. Тогда появляются на свет такие люди как Свифт, Оруэлл или Иеронимус Босх. И скептицизм их становится украшением человечества.

Одна из наиболее программных работ Босха "Воз сена".

И. Босх. Воз.
И. Босх. Воз.

Что лежит на поверхности

Работа Босха довольно прозрачна по смыслу. Конечно же Воз - это символ жизни и жизненных благ. Люди пытаются урвать кусочки благ из жизни для себя, дерутся и убивают друг друга из-за них. Некоторые при этом попадают под колеса и Воз их переедет.

Панорама жизни
Панорама жизни
Убивают за клок сена
Убивают за клок сена
Женщина убивает инвалида за клок сена
Женщина убивает инвалида за клок сена

Очень любопытны персонажи на переднем плане.

Пучки сена - оплата за услуги
Пучки сена - оплата за услуги

Обратите внимание, что у каждого или в руках или в карманах есть пучки сена, этими пучками они расплачиваются друг с другом за услуги. У дантиста сено из кармана торчит. Дамочка (монашка) протягивает сено музыканту, которого держит при этом на веревочке: разумеется, кто платит, тот и заказывает музыку!

Бизнес на религии
Бизнес на религии

И что особенно забавно, у попа здоровущий мешок с сеном, монашки тащат сено и складывают его в мешок попу. Сам поп толстый и пьет из стакана. Босх очевидно показывает суть религии как бизнеса.

Радость от жизни получают все те, кто едет наверху стога.

Счастливчики
Счастливчики

Люди наверху воза - счастливчики, которые просто едут и радуются. Радуются те, кто заняты искусствами, те, кто молятся и те, кто влюбляется. Есть еще какой-то парень, который выглядывает из-за дерева (с палкой и привязанным к ней кувшином) - этот мне непонятен.

Теперь о более интересном

Кто именно движет Воз жизни, кто приводит жизнь в движение? Без кого жизнь остановилась бы? Воз жизни приводят в движение всякие чудики и существа, которые Иеронимус обычно помещает в ад. Босх ясно говорит, что без вот этих мало похожих на людей существ Жизнь прекратила бы свое движение. Иначе говоря, динамику жизни, ее движение и прогресс обеспечивают те самые существа из ада.

Движущая сила жизни
Движущая сила жизни

А теперь посмотрим на главное, на тех кто пассивно идет за Возом жизни.

Идущие пассивно
Идущие пассивно

Обращаем внимание на то, что за Возом жизни пассивно и ни во что не вмешиваясь идут власть и церковь. Босх ясно показывает роль и место власти и религии в жизни - пассивно тащиться за нею.

Кто-то пытается объяснить происходящее
Кто-то пытается объяснить происходящее

Вот видимо какой-то проповедник разъясняет понятую им истину. Мол, куда идете!

Остальное

Рай слева и Ад справа ничего достойного упоминания не содержат.

Босх не рисует тех, кто создает этот стог сена, кто жизнь созидает. Непонятно почему он это не сделал, их не достает для полноты сюжета.

В целом на триптихе имеем суждение о том, что жизнь это дорога из Рая в Ад. Движение ее в этом направлении обеспечивают существа из Ада. Власть и церковь пассивно созерцают и ничего сами не делают, кроме наполнения своего мешочка благами. Про последнее они не забывают.

Большое количество персонажей на триптихе достойны внимательного рассмотрения. Босх чрезвычайно выразителен. Он изображает людей утрировано, но эмоциональное состояние лиц на самом высоком уровне. Этот его стиль далее перенял Питер Брейгель, который тоже изображал существо дела, не стремясь к реализму лиц.

До встречи.