Не успел отгреметь салют победы и сойти на нет градус всенародного ликования от разгрома над фашизмом, как в городе Ковров, большая часть населения которого во время Великой Отечественной войны работала на местном заводе по производству пулеметов и противотанковых ружей, прошел слух о создании нового цеха, в котором будут собирать мотоциклы. Этой новости на тот момент никто не удивился – за военные годы местные рабочие повидали разного, а теперь война закончилась и пришло время перенаправить предприятие на мирные рельсы. Мотоциклы – так мотоциклы! Тем более, что после решения производственных задач военного времени, справиться с двухколесной техникой для опытных инженеров-конструкторов было проще простого. Вскоре на предприятие привезли и прототип – немецкий DKW-RT125. Работа закипела – сделать аналог трофейного байка оказалось не сложно и уже спустя пару месяцев 7 марта 1946 года на городских улицах раздалось тарахтение первого мотоцикла, собранного в новом цеху.
Злопыхатели, как всегда, скажут, что русские просто скопировали качественную немецкую технику и при этом потеряли в качестве. Но на деле все обстояло несколько иначе – советский клон, собранный на оборонном заводе оказался даже надежнее своего прообраза. Конструкторам действительно не пришлось чертить чертежи, производить расчеты и испытания. Однако они сразу же нашли слабые места немецкого мотоцикла, усилили его конструкцию и поставили гидравлическую вилку. Таким образом DKW-RT125 был адаптирован для дорог Советского Союза. Который на тот момент пребывали в крайне плачевном состоянии.
О маркетинге в то время еще никто не задумывался, ярких названий товарам не давали. Поэтому и новая модель получила скромное наименование «К-125». «К» - Ковровец, «125» - кубатура мотора. Однако, несмотря на простое название, модель получилась очень удачной. Мотоцикл был несложен в производстве и в то же время очень востребован. В таком виде модель выпускалась восемь лет с 1947-го по 1955 год, пережила несколько модификаций, после чего ей на смену пришел более современный вариант байка «К-175» с двигателем увеличенного объема и более современным дизайном. В этот раз конструкторам уже пришлось всерьез поработать – байк во многом отличался от своего предшественника. Разработки велись в специально созданном опытном конструкторском бюро машиностроения. Когда мотоцикл увидел свет, его создатели получили правительственные награды, а сам «К-175» в будущем послужил платформой для создания всех последующих поколений ковровских мотоциклов.
Еще через 8 лет у мотоцикла появилось имя, под которым мы его знаем по сей день – «Восход». К слову, название это появилось не случайно – создатели мотоцикла явно были воодушевлены успехами советских космонавтов, которые покоряли околоземное космическое пространство на кораблях с аналогичным названием. Двухколесный «Восход» в отличие от своего тезки высокого полета обладал довольно скромными характеристиками. Он разгонялся не более чем до 90 км/ч и мог похвастаться запасом мощности двигателя в 10 лошадиных сил. Зато в отличие от «К-175» на новой модели появилась защита ног водителя и багажник.
«Восход-2» пришел на смену в 1971 году и отличался от предшественника наличием поворотников и новой системой выхлопа. Мощность мотора при этом разработчикам удалось поднять незначительно – всего 10,5 л.с., но зато верхний порог скорости был доведен до 95 км/ч. Поверьте, для проселочных дорог того времени это был весьма впечатляющий показатель. Хотя выжать из мотора максимум удавалось далеко не всем.
Нехватку мощности конструкторы устранили уже в следующей, модифицированной версии мотоцикла «Восход-2М». Мотор был частично переработан и в результате получил новую головку цилиндра. Изменив ее форму, инженеры получили более высокую степень сжатия, а мощность возросла до 14 лошадиных сил. Максимальная скорость «Восход-2М» достигла 105 км/ч. Модификация была признана успешной и последующая генерация ковровского байка была построена с таким же движком.
«Восход-3» отличался от предшественника более объемным бензобаком, более мощными задними амортизаторами, модернизированным впуском и более надежными тормозами – диаметр барабанов вырос со 125 до 160 мм. Это был отличный мотоцикл для своего времени, но выглядел он уже несколько старомодно, поэтому разработчики решили внести еще кое-какие изменения, нацеленные на удобство владельца. В результате этой доработки появилась самая распространенная версия «Восход-3М», который отличался новой оптикой, современной панелью приборов, резиновыми «гофрами» на вилке и противоугонным замком. «Восход-3М» выпускался вплоть до 1993 года.
В конце перестройки конструкторы сделали еще одну попытку усовершенствовать свое детище, установив на него усовершенствованный вариант двигателя. Мотор получил новый впускной клапан лепестковой формы, что позволило немного поднять мощность и оптимизировать расход топлива. Однако на тот момент эта была очень слабая попытка отвоевать свою нишу на зарождающемся свободном рынке. «Восход» не выдерживал никакой конкуренции по сравнению с импортными образцами мототехники.
Самой последней попыткой модификации уже в российской время стал мотоцикл «Сова», который, впрочем, тоже был полностью построен на базе «Восход-3М».
Несмотря на закат «Восхода» производству мотоциклов в Коврове все-таки удалось выжить, сегодня на предприятии производятся мотоциклы «ЗиД» правда они практически полностью собираются на основе китайских комплектующих.