Найти тему
машина

Малоизвестные советские автомобили: ТА-942

В начале 1960-х на Горьковском автозаводе активно велись работы по постановке на производство грузовиков серии ГАЗ-53. Первым в октябре 1961 года на конвейер встал ГАЗ-53Ф – 3,5-тонный переходный вариант со старой рядной «шестеркой» типа ГАЗ-51, только форсированной до 82 л.с. путем увеличения степени сжатия. Именно его шасси стало базой для нового семейства фургонов и специальных автобусов вагонной компоновки, выпускавшихся на Тартуском авторемонтном заводе №3 в 1964–1967 годах.

ТА-12, первая модель тартуского фургона, использующая шасси ГАЗ-53Ф 
(заводское фото)
ТА-12, первая модель тартуского фургона, использующая шасси ГАЗ-53Ф (заводское фото)

Разработка этих машин началась в 1962-м, а на следующий год первые опытные образцы цельнометаллических фургонов ТА-12 вагонной компоновки уже вышли на испытания. Шасси ГАЗ-53Ф подвергалось серьезным переделкам: раму удлиняли на 270 мм спереди и 777 мм сзади, двигатель смещали вперед на 368 мм, рулевой механизм монтировали перед осью, устанавливали рулевой вал с карданными шарнирами от ГАЗ-66, в переднюю подвеску добавляли по три рессорных листа, а в заднюю – 4 гидравлических амортизатора от ГАЗ-51А.

ТА-12 (фото из отчета НИИ холодильной промышленности)
ТА-12 (фото из отчета НИИ холодильной промышленности)

Конструкция грузового отсека принципиально была такой же, как у семейства ТА-9: каркас из стальных труб прямоугольного сечения обшивался стальным листом снаружи, а изнутри через деревянные бруски к нему крепился второй стальной каркас, обшитый изнутри алюминиевыми листами. В качестве термоизолирующего слоя между ними укладывался пенопласт. Доступ в грузовое отделение открывался широкой двустворчатой дверью во всю заднюю стенку кузова. Конечно, автомобиль получился довольно тяжелым: снаряженная масса достигала 4965 кг против 2900 кг у ГАЗ-53Ф. Но усиленная подвеска позволила увеличить полную массу фургона в сравнении с базовым грузовиком, так что его грузоподъемность на заводе определили в 2700 кг.

ТА-12 (фото из отчета НИИ холодильной промышленности)
ТА-12 (фото из отчета НИИ холодильной промышленности)

Кстати, по объему кузова (около 17 кубометров) ТА-12 стал самым большим фургоном с изотермическим кузовом в СССР! И еще интересно, что в грузовом отсеке предусматривалась система принудительной вентиляции и отопления посредством автономной отопительной установки О-30 – короб ее воздухозаборника можно увидеть над крышей кабины.

Внутреннее убранство кузова ТА-12: боковины обшиты деревянными рейками, на полу у боковин уложены деревянные решетки, на крыше предусмотрены направляющие для подвешивания замороженных мясных туш. Посередине вдоль кузова уложены металлические уголки, по которым внутрь кузова можно было закатывать для перегрузки транспортную тележку
Внутреннее убранство кузова ТА-12: боковины обшиты деревянными рейками, на полу у боковин уложены деревянные решетки, на крыше предусмотрены направляющие для подвешивания замороженных мясных туш. Посередине вдоль кузова уложены металлические уголки, по которым внутрь кузова можно было закатывать для перегрузки транспортную тележку

Помимо обычного изотермического фургона, в семействе были разработаны и построены опытные образцы автобуса бытового обслуживания населения ТА-13 и механической мастерской ТА-14. По результатам испытаний модель была рекомендована к производству, а 33 сотрудника ТАРЗа, принимавших участие в разработке ТА-12, получили премии.

На этой фотографии, судя по всему, фигурирует опытный образец ТА-13 (фото из фондов Эстонского архива кинофотодокументов)
На этой фотографии, судя по всему, фигурирует опытный образец ТА-13 (фото из фондов Эстонского архива кинофотодокументов)

На серийных образцах грузовых фургонов, обозначавшихся уже по отраслевому стандарту как ТА-942, устанавливалась иная передняя часть кузова. Из-за большого переднего свеса кабину даже можно было принять за полукапотную, вот только никакого капота у нее не было: при ремонте целиком снималась вся передняя облицовка. Но печально, что широкого распространения фургоны ТА-942 не получили: в 1964 г. в Тарту построили всего 6 машин, а за весь следующий год – еще 10. Дефицит шасси…

Фургон ТА-942. Фотография именно этого образца с госномером "14-13 эсв" фигурировала в Кратком автомобильном справочнике НИИАТ 1967 года издания
Фургон ТА-942. Фотография именно этого образца с госномером "14-13 эсв" фигурировала в Кратком автомобильном справочнике НИИАТ 1967 года издания
-7

Значительно большее распространение получили автобусы-мастерские бытового обслуживания населения, переименованные из ТА-13 в ТА-942Т и выпускавшиеся с 1965 года. Первые машины такого назначения – ТА-9Т – были построены в Тарту еще на базе модели «9Е» в 1963 г. Но «девятки» не очень хорошо подходили в качестве основы для «бытовок» из-за невысокой грузоподъемности и тесного кузова. Так что подоспевшее к этому времени 942-е семейство оказалось как нельзя кстати.

ТА-942Т с орловскими номерами (фото А.Новикова)
ТА-942Т с орловскими номерами (фото А.Новикова)

В отличие от грузовых фургонов, их кузов был полностью застекленным, а задний отсек разделялся на три комнаты, попасть в которые можно было через две двери в правом борту. Первая дверь вела в отдельные залы мужской и женской парикмахерской, а вторая – в сапожную мастерскую. Подробному устройству этих машин мы скоро посвятим отдельный материал. Всего за год в Тарту выпустили 120 автобусов модели «942Т». Кроме того, на базе ТА-942Т строили и единичные транспортные средства по спецзаказам: например, «гримерку» для «Мосфильма», передвижную лабораторию для обсерватории, спецавтобус под монтаж оборудования телевизионной станции для Байконура…

ТА-942Т (заводское фото)
ТА-942Т (заводское фото)

В 1966 году дело дошло до изготовления опытно-промышленной партии из 3 экземпляров механической мастерской ТА-14, переименованной в ТА-942М. В частично остекленном кузове у них были установлены токарный и сверлильный станки, шкафы для инструмента, верстак с тисками, гидравлический пресс. Для питания станков машина подключалась к трехфазной сети напряжением 380 В, для освещения и вспомогательного оборудования использовались «обычные» 220 В.

Опытный образец ТА-14 (ТА-942М), октябрь 1964 г. На заднем плане виднеется спортивный автомобиль «Тарту-2» (заводское фото)
Опытный образец ТА-14 (ТА-942М), октябрь 1964 г. На заднем плане виднеется спортивный автомобиль «Тарту-2» (заводское фото)

А в 1966 году в Тарту начали поступать более мощные шасси ГАЗ-53А с новым 8-цилиндровым двигателем. Обычный грузовой фургон на этом шасси получил индекс ТА-15 (ТА-942Е), мастерская бытового обслуживания – ТА-16 (ТА-942А), слесарная мастерская – ТА-17 (ТА-942В). Для улучшения обдува радиатора на машинах с моторами V-8 убрали декоративные брусья с облицовки радиатора. Крупными тиражами (порядка 100 шт. в год) из всех них строились только «бытовки» ТА-942А; последние экземпляры были собраны в 1968 году.

«Бытовка» ТА-942А на 8-цилиндровом шасси ГАЗ-53А (заводское фото)
«Бытовка» ТА-942А на 8-цилиндровом шасси ГАЗ-53А (заводское фото)

Другие модификации из «942-го» семейства еще менее известны: в единственном экземпляре были построены специальный автобус ТА-942К с остекленным кузовом для перевозки кинескопов и «летучка» для дорожников ТА-942Н (на шасси ГАЗ-53Ф), а также передвижная кинолаборатория ТА-942С (на шасси ГАЗ-53А). Заказчиком последней машины выступало московское НИИ садоводства нечерноземной полосы.

ТА-942С в реальной эксплуатации в Москве (фото В.Гара)
ТА-942С в реальной эксплуатации в Москве (фото В.Гара)
Авто
5,66 млн интересуются