Частоподнимаемый форумный вопрос. И ответ действительно есть, но подавляющее большинство отвечающих с умным видом, не представляют его сути. Давайте разберёмся. Но сразу скажу - вопрос сегодня "со звёздочкой", и для понимания нижесказанного необходимо хотя бы примерно знать, что такое турбина и как она устроена. Перед прочтением ниженаписанного, я настоятельно рекомендую ознакомиться с парой ранее написанных мной ликбезов по турбонаддуву. Вот раз, а вот два. Это снимет сразу кучу вопросов, которые могут у вас возникнуть в процессе осознания данного материала. Уже всё знаете? Отлично, тогда начнём.
Суть "утекания" масла через турбину
На самом деле, угар масла через турбонагнетатель есть всегда. Его не может не быть в принципе, исходя из конструкции этого узла (ссылки выше в помощь, особенно вторая). Просто когда этот узел, ввиду небольшого возраста и пробега, находится в заводских допусках, эта "утечка" минимальна, и владелец может её даже не замечать. То же самое относится к двигателю в целом. Ну невозможно его сделать стопроцентно-герметичным. Конструктивно невозможно. Так вот, пока машина новая, микроутечки мала либо вообще незаметны, либо минимальны и находятся в допустимых пределах. Например, на всем известных двигателях TSI первого поколения, VAG регламентирует угар масла до полулитра (!) на тысячу километров.
Сейчас объясню откуда "текёт". Если очень упрощённо: центральная часть турбины, разделяющая "горячую" и "холодную" стороны, соединена с системой масляной смазки. И между этой центральной частью и вышеназванными "половинками" турбины нет никаких герметичных уплотнений. Вообще никаких. Ибо, ни один упругий материал не выдержит таких температур и оборотов, при которых работает турбина. Но чтобы масло совсем уж оттуда не лилось в части где вращаются лопатки, на оси вала есть так называемые лабиринтные уплотнения. Подробнее можно глянуть в Вики, но суть в том, что они служат для минимизации поступления масла из центральной части в периферические. Этому же служат различные маслоотражающие шайбы и прочие ухищрения. Но все эти меры не стопроцентны. Ибо, это не сальник.
Стало быть, масло в турбину проникает из её центра?
Да. Больше просто неоткуда. Для тех трёх человек, кто всё еще это читает, объясню почему. :) Когда турбина раскручивается до рабочих оборотов (как говорят - "выходит на буст"), то в её холодной части (там, где сжимается воздух) очевидным образом создаётся давление. Это давление подпирает каналы того самого лабиринта и не позволяет маслу просачиваться вовнутрь из центра.
А теперь обратная ситуация: двигатель тарахтит на холостом ходу. Турбинное колесо еле-шевелится, давления внутри нет. И более того - внутри создаётся разряжение (ведь воздух засасывается поршнями). Вот это разряжение и "вытягивает" масло через лабиринт вовнутрь холодной части, ну а далее - во впуск.
Так значит, на холостых стоять всё же нельзя?
Давайте скажем так: пока машина свежая, можно всё, что не запрещено Руководством по эксплуатации. В разумных пределах. И тем не менее, обычно в умной книжке к турбированному автомобилю чёрным по-белому написано, что не рекомендуется стоять с заведённым двигателем более 20 (например) минут. Причину я постарался как можно подробнее изложить выше. Ну и нужно понимать, что чем больше пробег машины - тем сильнее всё это усугубляется ввиду естественного износа узлов и деталей.
Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем сухих турбин и чистого масла!
P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен.