Надо ли заряжать? Снимать аккумулятор или заряжать прямо на машине? А как часто заряжать? Можно ли заряжать на морозе? А если перезарядится? Ответы на эти и другие вопросы дальше.
Надо ли заряжать?
Начнем с первого вопроса - а надо ли вообще заряжать аккумуляторы, ведь на дворе XXI век и аккумуляторы по большей части не нуждаются в обслуживании? "Необслуживаемость" в данном случае говорит о том, что не надо ничего доливать, а вот проверять напряжение надо.
Проверить можно обыкновенным вольтметром или мультиметром. Аккумулятор отсоединять не нужно. И лучше всего это делать перед запуском двигателя утром, а не сразу после остановки (в последнем случае показания могут быть завышенными). Если вольтметр показывает 12,6-12,7 Вольт, то всё хорошо - батарея полностью заряжена. Если меньше, то ей требуется подзарядка.
Подзарядить можно либо зарядным устройством, либо долгой поездкой по трассе.
Из-за чего разряжается аккумулятор?
Наверное понятно, что заряд аккумулятора расходуется на запуск двигателя и работу стартера, на подогревы зеркал, стекол, сиденья, руля, музыку, когда вырабатываемого генератором электричества не хватает.
По идее, за время поездки генератор должен успевать восполнить потраченный аккумулятором заряд, но происходит это не всегда. Например, если включено очень много потребителей тока - так часто бывает зимой - генератор почти ничего не отдает аккумулятору. Или если у вас очень короткие и частые поездки. В этом случае генератору просто не хватает времени.
В современных навороченных машинах типа Range Rover заряд тратится на поддержание машины в рабочем состоянии, пока она стоит. На спутниковую охранную систему, например. Нередки случаи, когда аккумулятор сам по себе разряжается после 2-4 недель простоя. Особенно, если ему уже не первый год.
Можно ли заряжать на морозе?
Заряжать-то на морозе можно, но лучше всего заряд принимает теплый аккумулятор при положительной температуре. От температуры электролита, кстати, зависит скорость зарядки не только от зарядного устройства, но и от генератора.
Например, аккумуляторы, расположенные в подкапотном пространстве рядом с мотором, где тепло, зимой восполняют свой заряд быстрее, чем аккумуляторы, расположенные в багажнике или на улице, как у некоторых грузовичков и фургонов.
Как часто заряжать?
Слишком часто заряжать аккумулятор нет смысла. Тем более, если он новый. Лучше всего подзаряжать его мере необходимости, проверяя периодически напряжение. Но если вольтметра нет, то можно придерживаться правила, что подзаряжать аккумулятор нужно хотя бы три раза в год: два раза зимой и один раз в середине года.
Желательно полностью зарядить аккумулятор перед поездкой куда-то на долгое время (в отпуск или в командировку). Эту нужно, чтобы не произошел глубокий разряд аккумулятора. Глубокий разряд губителен для батареи и не любое подзарядное устройство способно оживить такой аккумулятор.
Можно ли ставить аккумулятор в гараже каждую ночь на подзарядку?
Некоторые автовладельцы хранят машину в гараже, потому что ездят редко. И после каждой поездки подсоединяют к машине подзарядное устройство, которое подпитывает аккумулятор малыми токами для поддержания 100% заряда. Так можно делать, ничего не взорвется и не загорится. Но это не есть правильно. Из-за такого способа зарядки увеличивается скорость коррозии и разрушения пластин, а сам аккумулятор в итоге быстрее выйдет из строя.
Может ли аккумулятор перезарядиться?
Если говорить о том, может ли аккумулятор взять больше заряда, чем позволяет его емкость, то, конечно, же нет. Точно так же как не получится налить в трехлитровую банку больше трех литров воды.
Но если мы говорим о вреде перезарядки, то такой вред теоретически может быть. Во-первых, как я уже говорил, постоянная долгая зарядка малыми токами разрушает пластины и уменьшает срок службы батареи. Во-вторых, при большом напряжении электролит может закипеть. Однако на практике, такого не происходит, потому что зарядные устройства работают по определенному алгоритму и не дают подниматься напряжению выше 14,5 Вольт, чтобы избежать того самого "выкипания".
Что лучше заряжает: генератор или зарядка?
Лучше заряжает, конечно же, генератор. Потому что заряжает батарею постоянным напряжением, а ток, потребляемый аккумулятором регулируется её внутренним сопротивлением. То есть при зарядке генератором аккумулятор берет столько, сколько нужно, а при зарядке зарядным устройством, аккумулятор берет столько, сколько дают. В этом, кстати, причина того, почему при длительной езде пластины аккумулятора не разрушаются, а при долгой зарядке малыми токами - разрушаются.
Иными словами, 100% зарядить аккумулятор может только генератор, а зарядное устройство может лишь приблизиться к этому значению.
Нужно ли снимать аккумулятор при зарядке?
Нет, не нужно. Ни с аккумулятором, ни с электрической цепью автомобиля ничего не произойдет. Напротив, если не снимать аккумулятор, в памяти машины останутся накопленные данные, которые нужны для работы адаптивного автомата (а сейчас почти все такие), не собьются часы и не придется заново искать любимые радиостанции.
То, что раньше снимали клеммы с аккумулятора при подзарядке - это просто перестраховка.
Может ли испортиться аккумулятор от "прикуривания"?
Сам по себе процесс прикуривания не может никак навредить аккумулятору. Но, если что-то сделать неправильно, то может пострадать электрическая цепь автомобиля.
Другое дело, что прикуривать приходится в тех случаях, когда аккумулятор сел в ноль, или тогда, когда аккумулятор испытал глубокий разряд. Вот глубокий разряд для аккумулятора вреден, поэтому лучше периодически подзаряжать зарядным устройством и не доводить до прикуривания.
Ещё почитать:
Почему передний привод победил задний
Надо ли подзаряжать современные аккумуляторы зимой?