Своим впечатлением о советском, а потом российском вертолете Ми-24, проходящем по НАТОвской классификации как Hind(лань) поделился с американским журналистом William L. Smallwood, американский пилот Джеф Стейтон.
Он начал летать на Ми-24 еще со второй половины 80-х годов. Как этот вертолет попал на американскую базу, история умалчивает, но, возможно, вертолеты попали на американскую базу Форт-Полк после угона. Как известно, в 1985 году афганские пилоты угнали два вертолета Ми-24 в Пакистан.
Американцы постоянно охотились за эти вертолетом, и через многотиражные журнальные издания предлагали миллион долларов тому, кто доставит им в исправности этот вертолет.
Джеф Стейтон - американский пилот, который больше десяти лет управлял вертолетом Ми-24. Он хорошо представляет, какую опасность Hind может представлять как боевая единица.
С середины 80-х годов он «обкатывает» американских военнослужащих Hind’ом. Это была секретная программа. С Ми-24 Стейтон познакомился на одном из американских аэродромов, куда его доставили, и где в темном ангаре стояла эта грозная машина.
Это была памятная для американского пилота встреча. Как он потом рассказывал, вертолет имел настолько впечатляющий вид, что у пилота «задрожали колени».
А потом началось изучение МИ-24, обучение пилотированию, и определение его слабых и сильных сторон. После этого вертолет был включен в группу OPFOR.
OPFOR – это спецподразделения американской армии, которые во время учений изображают из себя плохих парней, иными словами – армию вероятного противника. Во времена холодной войны в этом подразделении часто использовалась американская техника, на которую для правдоподобности рисовали советскую символику.
Но считалось, что гораздо лучше, если солдаты US Army пройдут «обкатку» техникой вероятного противника, и американцы любыми путями пытались достать образцы советской военной техники.
По окончанию «холодной войны» «обкатка» американских войск советской техникой продолжалась, ведь эта техника стояла на вооружении многих стран мира, а Соединенные Штаты уже начали примерять на себя одеяние «мирового хозяина».
Впечатление от первого полета на Ми-24 у Стейтона было самое благоприятное. Полет на нем он сравнил с поездкой на «Кадиллаке» 60-х годов. То же величие и плавность хода.
Примерно раз в месяц какое-либо американское подразделение прибывает в Форт-Полк для подготовки. Учения проходят в течение двух недель. Этим подразделениям приходится «сражаться» с «плохими ребятами», роль которых играет великолепно подготовленный батальон учебного центра.
Не остается в стороне и вертолет Стейтона. Американцы признают, что впечатление от атаки Ми-24 совсем иное, как если бы на тебя заходил какой либо американский вертолет.
Стейтон использует сильные стороны Ми-24 и его условная атака проводится так, как если бы ее проводили пилоты вероятного противника.
К цели он подходит на высоте около 60 метров, используя ландшафт местности. Перед атакой пилот снижает вертолет до 10 метров. Атака начинается на расстоянии 2.5 км. до цели. Скорость атакующего вертолета 160-200 км/ч. После атаки вертолет быстро покидает район атаки.
Специалисты говорят, что на первоначальном этапе обучения американские подразделения не в состоянии защитить себя от атаки Ми-24, настолько сильное психологическое воздействие оказывает на личный состав внезапное появление и атака этого вертолета.
Стейтон с удовольствием рассказывал, как он заходил в учебную атаку, обстреливая холостыми выстрелами пушки обучающихся, имитировал пуск НУРСов. Все это он проделывал на скорости 200 км/ч на бреющем полете. После такой атаки Стейтон уходил на свою базу, а условный противник уходил менять штаны.
Стейтон тепло отзывается о Ми-24. По своей надежности и неприхотливости он его сравнивает с трактором. Говорит, что этот вертолет может год без обслуживания простоять в сарае, а потом надо лишь подзарядить аккумуляторы и машина готова к полетам.
Как похвала и восхищение этой машиной были его слова, что если бы он летал на вертолете только для удовольствия, то без сомнения выбрал бы Hind (Ми-24).
Романтики говорят, что Ми-24, это мстительная душа танка, сгоревшего на Земле.
Вот таков он, легендарный Ми-24!