Найти тему
WARHEAD.SU

Сверххищник небес: каково это — управлять истребителем-бомбардировщиком F-35

Оглавление

Управлять самым мощным, техничным и эффективным самолётом в мире с помощью двух айпадов? Почему бы и нет! Мы предлагаем вашему вниманию перевод интервью американского пилота F-35, майора Джастина «Хасарда» Ли, которое он дал изданию «Популярная механика».

Яблоко раздора

Американский истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 Lightning II стал яблоком раздора для всего мира. Одни считают его самым совершенным и незаметным самолётом на свете, другие указывают на многочисленные недоработки, раздутый бюджет и уверяют, что он больше «фикция», чем «функция». Как обстоят дела на самом деле, мы узнаем лишь в будущем, а пока расскажем вам, каково же это — пилотировать F-35.

Чтобы ответить на этот вопрос, журнал Popular Mechanics («Популярная механика») расспросил пилота американских ВВС и ведущего подкаста «The Professionals Playbook» майора Джастина «Хасарда» Ли.

Путь к F-35

«Первый раз я увидел F-35 в 2015 году на авиабазе Неллис в штате Невада, — вспоминает Ли. — Они были новыми и выглядели зализанными, хотя и крепко сбитыми. Откинутые назад колпаки остекления кабины делали их похожими на шлем Дарта Вейдера. Посмотрев в кабину, я увидел на панели приборов то, что выглядело как здоровый айпад… память об F-35 определённо запечатлелась в моей голове».

-2

Тогда Ли мельком увидел своё будущее, но прошло ещё некоторое время, прежде чем он смог попасть в кабину истребителя пятого поколения. «Я летал на F-16 в течение семи лет, прежде чем у меня появилась возможность перейти на другой самолёт, — продолжает Ли. — F-35 были номером один в моем списке из примерно 20 различных вариантов»_.

Ли накопил почти 400 часов боевого налёта на F-16 «Файтинг Фэлкон» до того, как перешёл на F-35. Однако сегодня у начинающих пилотов гораздо более прямой маршрут. В прошлом году закончили первый год обучения те пилоты ВВС США, кого сообщество лётчиков-истребителей называет «младенцами пятого поколения». Эти начинающие лётчики уже родились в мире F-35 с его продвинутыми системами. «Им не пришлось терпеть некоторые разочарования — такие как старые РЛС с механическим сканированием, стоящие на истребителях четвёртого поколения», — говорит Ли.

Лучшие из лучших

-3

Тем не менее, если вы хотите стать пилотом F-35, шансы не в вашу пользу. «Я помню свой первый день, когда командир базы выступил с речью, а затем спросил, сколько из нас хотят стать лётчиками-истребителями, — говорит Ли. — Все тридцать подняли руки, на что он ответил „удачи!“ и вышел из комнаты».

Ли продолжал летать на T-6 «Тексан» (лёгком винтовом учебном самолёте) в течение шести месяцев, пока из тридцати человек не отобрали семь претендентов для подготовки на лётчиков-истребителей. В течение ещё шести месяцев эти семь пилотов-новичков тренировались на реактивных сверхзвуковых учебно-тренировочных самолётах «Нортроп» T-38 «Тэлон».

После года полётов только четверо из тридцати желающих получили право стать лётчиками-истребителями.

Несмотря на скачок поколений в технологиях от F-16 до F-35, Ли сказал, что пересадка в новую кабину оказалась не столь волнующей, как он ожидал. «Кнопки и программное обеспечение F-35 были в значительной степени унаследованы от F-16, — говорит он. — Да, тут больше кнопок, и у каждой из них больше функций, но в целом каждая из них делает нечто похожее на то, что она делала в F-16».

-4

Первый полёт на самолёте стоимостью в сто миллионов долларов, напичканном секретными технологиями, заставил вспотеть даже опытного лётчика-истребителя. «Не существует двухместных учебных версий F-35. В первый раз, когда вы взлетаете, вы можете надеяться только на себя», — говорит Ли.

«Как только оторвёшься от земли, единственный человек, который сможет вернуть самолёт обратно, это ты сам».

Он продолжает: «Как только вы становитесь опытным пилотом истребителя… мы называем это „привязать самолёт к спине“, потому что вы чувствуете, что вы и самолёт — это одно целое. Мой первый полёт был далёк от такого, и каждое нажатие переключателя занимало несколько секунд. Если подумать об этом, то в воздухе, когда ты пролетаешь милю каждые шесть секунд, секунды ощущаются как минуты на земле».

Упрощай!

В отличие от самолётов предыдущих поколений F-35 предлагает лётчику непревзойдённый уровень максимально упорядоченной и чёткой осведомлённости о ситуации вокруг. Кто-то скажет, что главная особенность F-35 — его низкая радиозаметность, но пилоты выделяют более важное умение машины: объединять данные из нескольких источников в одном месте. Вот что действительно отличает этот самолёт от всех предыдущих.

-5

«В F-16 каждый датчик был привязан к отдельному экрану, и часто датчики показывали противоречивую информацию, — говорит Ли. — _F-35 объединяет всю излишнюю информацию в зелёную метку, если виден хороший парень, и красную метку, если виден плохой парень. Это очень удобно для пилотов».

«Вся информация отображается на панорамном дисплее кабины, который представляет собой два гигантских айпада».

Способность F-35 интегрировать всю информацию в простой для понимания форме приносит пользу не только лётчику. Как указывает Ли, эта обобщённая подача улучшает осведомлённость о ситуации в воздухе любого другого самолёта, летящего вместе с F-35.

-6

«Усовершенствованные датчики, объединение датчиков и сетевые возможности позволяют нам быть „квотербэком“ (ключевым игроком нападения) в воздухе, — говорит Ли. — Поскольку истребители четвёртого поколения будут присутствовать рядом с нами на поле боя ещё в течение нескольких десятилетий, значительная часть нашей работы заключается в максимизации их потенциала. Мы можем сообщить им, где находится враг, голосом или по сети».

Скачайте обновление

F-35 получает обновления и патчи, как iPhone, — они напрямую влияют на дополнительные возможности и улучшенную производительность самолёта. Ли говорит, что программное обеспечение позволит F-35 измениться ещё сильнее уже в ближайшее время.

Через пять-десять лет F-35 может внешне выглядеть так же, но его характеристики будут практически неузнаваемы.

«Некоторые утверждают, что по определённым показателям самолёты четвёртого поколения сейчас лучше, но они не смотрят в будущее лет хотя бы на десять, — говорит Ли. — В настоящее время этим самолётам уже более 40 лет. Они были прекрасными рабочими лошадками, но частые модернизации не приведут к победе в высокотехнологичном конфликте в 2030-х годах».

-7

«Постоянные обновления на F-35 означают, что пилоты должны оставаться в курсе этих изменений. Неспособность изучить последние обновления может означать „отставание“ или даже опасность для жизни. Но именно благодаря этому постоянному потоку обновлений, а также технологиям малозаметности, F-35 становится сверххищником, вершиной пищевой цепочки в небе».

«Причина, по которой F-15 и F-16 так долго оставались актуальными, заключается в том, что они были ориентированы на значительное превосходство по сравнению с истребителями третьего поколения, — говорит Ли. — Подумайте, на чём мы летали за 40 лет до них: простые бипланы».