Найти в Дзене
Русский Дизайн

Киевский монорельс. Разработка СССР 60-х годов

Кадр из телефильма «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя»
Кадр из телефильма «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя»

Энтузиасты киевского завода имени Дзержинского, в свободное от производства время, потратили немало времени и сил создавая первый в своем роде монорельс. В 1966 году проект инженеров-энтузиастов был предложен местному республиканскому правительству. Проект поддержали и выделили необходимые средства для создания кольцевой дороги длиной более 500 метров. Таким образом, в 1967 году был создан первый в СССР монорельс, а такого типа, пожалуй, и в мире. Монорельс был запечатлен отечественным телефильмом «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя».

Кадр из телефильма «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя»
Кадр из телефильма «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя»

Кадр из телефильма «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя»
Кадр из телефильма «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя»

Однако история монорельса очень старая и начинается еще в 19 столетии. Строго говоря, самый первый монорельс был создан в Имперской России, еще в 1820 году. Это была так называемая дорога на столбах. Ведь монорельсом принято называть эстакадный тип транспорта, но связанный с этой эстакадой альтернативным путем, отличным от обычной железной дороги – двух рельсов. Но, пожалуй, самому первому монорельсу следует уделить отдельную заметку.

Снимок с сайта: http://www.izmerov.narod.ru
Снимок с сайта: http://www.izmerov.narod.ru

Вагоны такого монорельса были рассчитаны на 4, а позже на 8 человек и развивали скорость они до 50 километров в час. Это примерно соответствует средней скорости трамвая и выше скорости составов метрополитена.

Снимок с сайта: http://www.izmerov.narod.ru
Снимок с сайта: http://www.izmerov.narod.ru

Но в 1970-е годы проекты, связанные с развитием уникальной системы на территории киевского ВДНХ были остановлены. И этот монорельс так и остался по сути экспериментальной площадкой. Хотя посмотреть на дорогу приезжали специалисты из Германии, благодаря этому обстоятельству эта страна теперь имеет самое большое количество таких альтернативных дорог в мире. Одним из плодов этой разработки 60-х годов стал и Киевский монорельс «Капвей», уже в нулевые годы 21 столетия, способный разгоняться до 500 километров в час. Отсюда часто возникает путаница, о каком именно монорельсе идет речь. Однако и этот проект был заморожен. А самым прогрессивным проектом в СССР должен был стать проект монорельса Еревана, который точно был бы воплощен, не случись перестройки и последовавшего за ней распада страны.

Более поздняя разработка вагона большей вместимости, напоминает  трамвай
Более поздняя разработка вагона большей вместимости, напоминает трамвай

В вопросе разбирался «Русский Дизайн»