В авиационном сообществе вопрос применения процедуры “Cargo smoke” вызывает достаточно большие споры в части необходимости эвакуации. Одни считают, что эвакуировать пассажиров вообще не нужно, другие - что безопаснее эвакуировать , а далее - разбираться.
В данной статье вашему вниманию предлагается краткий разбор самой процедуры “Cargo smoke” и возможные сценарии принятия решений в случае ее применения.
Навигация
Все эксплуатанты авиационной техники, в первую очередь, рекомендуют выполнить посадку в ближайшем аэропорту. Причиной этого является то, что ни производитель, ни экипаж не могут с достоверной точностью спрогнозировать развитие нештатной ситуации.
Принцип работы системы пожаротушения багажных отделений основан на вытеснении кислорода углекислым газом. При этом, даже в случае удачного тушения возникшего возгорания, высокая концентрация углекислого газа может вызывать повторное срабатывание сигнализации. Таким образом, с определенной долей вероятности, фактическое состояние багажного отделения можно определить лишь по дополнительным признакам, таким как: нагрев пола в пассажирской кабине, появление задымления, усиление нехарактерного запаха, отказ стороннего оборудования воздушного судна. Проблемой является то, что оценка дополнительных признаков требует времени, а их проявление говорит о дальнейшем развитии аварийной ситуации и ее возможном переходе в катастрофическую.
Таким образом, первостепенной задачей экипажа является сокращение времени нахождения в воздухе, а именно определение ближайшего пригодного для посадки аэропорта и выполнение разворота в его сторону. Стоит учитывать то, что для обеспечения скорейшей посадки экипаж должен выдерживать максимально возможную путевую скорость, а значит преждевременно инициировать снижение нет никакого смысла (больше высота - больше истинная скорость).
Для того, чтобы пилоты в любое время были готовы к развитию любой нештатной ситуации, рекомендуется использовать возможности бортового компьютера для определения точки равного удаления (ETP) и подготовки альтернативного плана полёта. Первое позволяет достоверно определить минимальное время полёта, второе - уменьшить нагрузку на экипаж в случае каких-либо отказов авиационной техники.
Радиосвязь
“Cargo smoke” относится к аварийным процедурам, требующим доклада “MAYDAY”.
На мой взгляд, ввиду невозможности достоверного прогноза развития ситуации, отменять сигнал бедствия до покидания воздушного судна пассажирами не стоит.
Находясь в воздухе, целесообразно согласовать заход «с прямой», определить рулежную дорожку для освобождения ВПП, запросить аварийные службы и пассажирские трапы. В обязательном порядке необходимо уведомить наземный персонал о недопустимости открытия багажных отделений без согласования с экипажем.
Технические особенности процедуры
В общем случае, при наличии системы кондиционирования багажных отделений, требуется отключить рециркуляцию воздуха. Выполняется это с целью сохранения концентрации углекислого газа после применения системы пожаротушения. По той же причине запрещается открывать дверь багажного отделения до окончания высадки пассажиров (доступ кислорода к источнику возгорания может привести к его повторному воспламенению).
С поправкой на особенности конкретного типа, важно понимать, что на земле при открытой двери багажного отделения необходимая концентрация углекислого газа не всегда может быть достигнута. Кроме того, применение пожарной системы, при нахождении в багажном отделении человека, может нанести вред его здоровью. По этой причине Airbus, к примеру, даёт следующую рекомендацию: «If SMOKE warning is displayed on ground with the cargo compartment door open, do not initiate an AGENT DISCHARGE. Request the ground crew to investigate and eliminate the smoke source. On ground, the warning may be triggered due to a high level of humidity».
Экипаж должен в полной мере осознавать когда, как и в каких условиях применять систему пожаротушения. В случае нахождения на земле, чрезвычайно важно избежать поспешных действий, помня о том, что при открытой двери багажного отделения возможно применение переносных огнетушителей. С другой стороны, для эффективного применения стационарной системы пожаротушения целесообразно принять меры для исключения естественной и искусственной вентиляции.
Принятие решения об эвакуации пассажиров
Решение об эвакуации не должно приниматься опрометчиво. Ввиду того, что индикация о пожаре в багажном отделении может появиться на разных этапах полёта, экипаж всегда должен оценивать как текущее состояние дел, так и вероятность ухудшения ситуации, то есть уровень потенциального риска. Для примера разберём три возможные ситуации.
- Индикация “Cargo smoke” появляется в воздухе. В этой ситуации для осуществления посадки потребуется определенное время. В течение захода на посадку экипаж воздушного судна имеет возможность наблюдать за появлением дополнительных признаков пожара. Если есть основание полагать, что ситуация ухудшается, эвакуация должна осуществляться непосредственно на ВПП, сразу после посадки. В обратном случае целесообразно применить процедуру быстрой высадки пассажиров с помощью трапов после освобождения ВПП. Вероятность того, что ситуация выйдет из под контроля в течение нескольких минут по истечению продолжительного периода времени достаточно мала.
- Индикация “Cargo smoke” появляется на земле в процессе руления. В данном случае целесообразно запросить пассажирские трапы и, при возможности, возврат ВС на безопасную стоянку (удаленную от воздушных судов и их маршрутов руления). Кабинный экипаж должен быть проинформирован о готовности к немедленной эвакуации в случае появления явных признаков пожара. Поскольку обычно трапы находятся в непосредственной близости от воздушного судна, высадка пассажиров не займёт много времени. В то же время, эвакуация без явных признаков неконтролируемого пожара влечёт за собой необоснованный риск и значительные экономические потери для авиакомпании.
- Индикация “Cargo smoke” появляется на земле в процессе посадки пассажиров на борт воздушного судна. Посадку необходимо прекратить, после чего определить закрыта ли дверь багажного отделения, в котором сработала сигнализация о задымлении. В случае, если дверь закрыта, необходимо выполнить процедуру “Cargo smoke”, проинформировать диспетчерскую службу и высадить пассажиров. Открытие багажного отделения стоит осуществлять только в присутствии пожарных служб. Если же дверь открыта, необходимо уведомить наземный персонал о появлении сигнализации. Если есть такая возможность, члену кабинного экипажа стоит отправится с переносным огнетушителем к багажному отделению, вызвавшему подозрение на пожар. Высадку пассажиров выполнять не стоит, поскольку в данной ситуации вероятно ложное срабатывание сигнализации без дальнейших серьезных последствий.
Особенности процедур
Важно отметить то, что соответствующие процедуры Airbus и Boeing не имеют прямых указаний на необходимость эвакуации пассажиров. То есть, без сопутствующих признаков пожара эвакуация не требуется.
Airbus
Boeing
Выводы
Важно понимать, что при правильном выполнении процедуры “Cargo smoke” риск развития неконтролируемой ситуации на борту достаточно мал. Багажные отделения герметичны и имеют достаточный уровень термозащиты. Своевременное применение системы пожаротушения, в свою очередь, полностью исключает условия горения.
В то же время, если пожар на борту выходит из-под контроля, либо есть явные основания полагать, что жизнь пассажиров и экипажа находится под угрозой, эвакуация является единственным грамотным решением командира воздушного судна.
Данная статья является только лишь приглашением к размышлению, при выполнении производственных полетов, пожалуйста, следуйте стандартам вашей авиакомпании.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/flying_upside_down