Текст: Николай Марков
Ну что, продолжим про «микролитражную» коммунальную технику из Советского Союза? Помимо Т-1, которой был посвящен ПРЕДЫДУЩИЙ ПОСТ, в КБ Управления благоустройства Мосгорисполкома в том же 1958 году разработали две еще более компактные машины: Т-2 и Т-4. Первая из них являлась функциональным аналогом зимней модификации машины Т-1. Вот только никаких прицепных модулей у Т-2 уже не было, равно как и пескоразбрасывателя: остались только цилиндрическая центральная щетка и снежный плуг. Двигатель и колеса – и оба передних ведущих, и заднее управляемое – теперь взяли от мотороллера ТГ-200. Все это позволило сделать кузов еще компактнее и по длине, и по ширине. Водитель теперь сидел по центру машины и имел прекрасный обзор не только вперед, но и назад, поскольку там теперь тоже появилось свое большое стекло (такое же, как и ветровое). Маневренность у Т-2 получилась просто великолепной: радиус поворота составлял всего 1,5 метра! Машины Т-2 были выпущены опытной партией на Экспериментально-механическом заводе УБМ, причем первый образец имел матерчатую крышу, а последующие – металлическую.
Модель Т-4, будучи построенной с использованием двигателя от все того же тульского грузового мотороллера ТГ-200, предназначалась для работы в летний период и закрытой кабины не имела вовсе. Ее шасси осталось трехколесным, но два ведущих колеса теперь стояли сзади, а органы управления переместились на левую сторону. С правой стороны от водителя размещался силовой агрегат и единственная лотковая щетка, а позади кабины стоял бункер для сбора смёта и ёмкость с водой для работы системы обеспыливания. Машину признали неудачной и серийно не производили.
Наиболее совершенная по конструкции тротуароуборочная машина периода хрущевской оттепели – ТУМ-975 «Труженик» – была создана в КБ УБМ в 1963 году. По габаритам она соответствовала машинам Т-1 и Т-10 и точно так же имела широкую кабину с двумя дверьми, правое расположение органов управления, привод на передние колеса и сдвоенные задние управляемые колеса, установленные посередине. Но вместо слабенького мотоциклетного моторчика на ТУМ-975 поставили мотор от «Москвича» модели 407, дефорсированный до 29 сил, причем размещался он теперь не возле водителя, а за задней стенкой кабины, поперечно. Кроме того, благодаря жидкостной системе охлаждения двигателя кабина теперь получила систему отопления.
В зависимости от времени года, на ТУМ-975 навешивалось либо подметальное оборудование (две круглые лотковые щетки впереди, цилиндрическая щетка и бункер со шнеком для сбора пыли в пределах базы), либо снегоуборочное (плуг впереди, пескоразбрасыватель и щетка позади кабины).
Выпуск машин ТУМ-975 был налажен на Московском механическом заводе «Красный путь», который после ликвидации совнархозов попал в ведение Министерства путей сообщения, и продолжался вплоть до 1980-х годов. Благодаря этому ТУМ-975 стали самыми распространенными в СССР тротуароуборочными машинами, увидеть которые можно было не только в Москве или Ленинграде. Более того, такие ТУМы даже поставлялись на экспорт!
На этом на сегодня всё, однако тему миниатюрных советских коммунальных машин мы еще продолжим, следите за обновлениями на канале «МАШИНА»!