Найти в Дзене
машина

Необычные спецмашины советских коммунальщиков, ч.2

Текст: Николай Марков

Ну что, продолжим про «микролитражную» коммунальную технику из Советского Союза? Помимо Т-1, которой был посвящен ПРЕДЫДУЩИЙ ПОСТ, в КБ Управления благоустройства Мосгорисполкома в том же 1958 году разработали две еще более компактные машины: Т-2 и Т-4. Первая из них являлась функциональным аналогом зимней модификации машины Т-1. Вот только никаких прицепных модулей у Т-2 уже не было, равно как и пескоразбрасывателя: остались только цилиндрическая центральная щетка и снежный плуг. Двигатель и колеса – и оба передних ведущих, и заднее управляемое – теперь взяли от мотороллера ТГ-200. Все это позволило сделать кузов еще компактнее и по длине, и по ширине. Водитель теперь сидел по центру машины и имел прекрасный обзор не только вперед, но и назад, поскольку там теперь тоже появилось свое большое стекло (такое же, как и ветровое). Маневренность у Т-2 получилась просто великолепной: радиус поворота составлял всего 1,5 метра! Машины Т-2 были выпущены опытной партией на Экспериментально-механическом заводе УБМ, причем первый образец имел матерчатую крышу, а последующие – металлическую.

Опытный образец Т-2 с матерчатой крышей кузова на «презентации», 1958 г. // Фото из архива А.Волкова
Опытный образец Т-2 с матерчатой крышей кузова на «презентации», 1958 г. // Фото из архива А.Волкова
Т-2 с цельнометаллическим кузовом // Фото из архива В.Новоселова
Т-2 с цельнометаллическим кузовом // Фото из архива В.Новоселова

Модель Т-4, будучи построенной с использованием двигателя от все того же тульского грузового мотороллера ТГ-200, предназначалась для работы в летний период и закрытой кабины не имела вовсе. Ее шасси осталось трехколесным, но два ведущих колеса теперь стояли сзади, а органы управления переместились на левую сторону. С правой стороны от водителя размещался силовой агрегат и единственная лотковая щетка, а позади кабины стоял бункер для сбора смёта и ёмкость с водой для работы системы обеспыливания. Машину признали неудачной и серийно не производили.

Опытная «подметалка» Т-4 Экспериментально-механического завода УБМ // Фото из архива В.Новоселова
Опытная «подметалка» Т-4 Экспериментально-механического завода УБМ // Фото из архива В.Новоселова

Наиболее совершенная по конструкции тротуароуборочная машина периода хрущевской оттепели – ТУМ-975 «Труженик» – была создана в КБ УБМ в 1963 году. По габаритам она соответствовала машинам Т-1 и Т-10 и точно так же имела широкую кабину с двумя дверьми, правое расположение органов управления, привод на передние колеса и сдвоенные задние управляемые колеса, установленные посередине. Но вместо слабенького мотоциклетного моторчика на ТУМ-975 поставили мотор от «Москвича» модели 407, дефорсированный до 29 сил, причем размещался он теперь не возле водителя, а за задней стенкой кабины, поперечно. Кроме того, благодаря жидкостной системе охлаждения двигателя кабина теперь получила систему отопления.

ТУМ-975 // Фото из архива В.Новоселова
ТУМ-975 // Фото из архива В.Новоселова

В зависимости от времени года, на ТУМ-975 навешивалось либо подметальное оборудование (две круглые лотковые щетки впереди, цилиндрическая щетка и бункер со шнеком для сбора пыли в пределах базы), либо снегоуборочное (плуг впереди, пескоразбрасыватель и щетка позади кабины).

ТУМ-975 // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»
ТУМ-975 // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»

Выпуск машин ТУМ-975 был налажен на Московском механическом заводе «Красный путь», который после ликвидации совнархозов попал в ведение Министерства путей сообщения, и продолжался вплоть до 1980-х годов. Благодаря этому ТУМ-975 стали самыми распространенными в СССР тротуароуборочными машинами, увидеть которые можно было не только в Москве или Ленинграде. Более того, такие ТУМы даже поставлялись на экспорт!

ТУМ-975 // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»
ТУМ-975 // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»

На этом на сегодня всё, однако тему миниатюрных советских коммунальных машин мы еще продолжим, следите за обновлениями на канале «МАШИНА»!