Вопреки расхожему мнению, ЗиЛ свои хардтопы строил не в качестве "ответа" коммерческим купе завода ГАЗ, а начал их производство намного раньше.
Собственно вот это фото сделано для ВО "Автоэкспорт" в 1960-м году в Праге. Путём несложного сравнения дат можно придти к выводу, что первые авто в непривычных для СССР кузовах "купе" и "хардтоп" принадлежат московскому автозаводу, а не горьковчанам.
Другой вопрос - эксплутационная пригодность автомобилей. Надёжность, но непривычно высокую дороговизну обслуживания автомобиля ЗиЛ-111 К отмечали все зарубежные автоэксперты в те годы. Дело в том что, что завод-изготовитель в очень редких случаях предлагал своим клиентам обслуживание на дому при помощи своих командированных механиков. Обычно клиент должен был отправлять автомобиль железной дорогой в СССР даже на регламентные работы. А связано это было с ручной сборкой машин, каждая из которых не была похожа на предшественницу ни по длине, ни по весу.
То есть это была типично "кремлёвская" система обслуживания, неприемлемая для зарубежных клиентов, уже в те годы избалованных доступным сервисом и старающимся угодить персоналом. Горьковская автопродукция в этом плане была не только дешевле, но и демократичнее, благодаря системе авторизованных автосервисов в Европе.
Так и получилось, что самым успешным по продажам был только стартовый, 1959-й год, когда в Венгрию, Ирландию, Францию и Бельгию отправили 5 автомобилей ЗиЛ-111 К. Остальные пять машин были распроданы только в следующие 7 лет, и последние две, в 1967-м забрал в свою коллекцию Уильям Фиск Харра. Они, кстати, были выполнены с оформлением передней части как у модели ЗиЛ-111 Д, но индекс носили тот же самый - "К", то есть "купе".
К слову, это единственные сохранившиеся до сих пор машины завода в таких экзотических кузовах. Почти все автомобили со временем были возвращены владельцами на завод и разобраны, за исключением автомобиля из Ирландии. Но о его дальнейшей судьбе ничего не известно.
Фотоснимок автомобиля "Ангару №1" предоставил Артём Халько , из своей личной коллекции.
2