Найти в Дзене
Судострой

Добро пожаловать в машинное отделение

Уже несколько лет в Санкт-Петербурге проходит Фестиваль ледоколов, во время которого предприятие "Росморпорт" пускает на борт действующих ледоколов всех желающих. Отдельным счастливчикам удаётся попасть в машинное отделение. Как устроено "сердце" современного электрохода – в сегодняшнем рассказе ТГД.

Ледокол проекта 21900 "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД
Ледокол проекта 21900 "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД

Для начала заглянем на дизель-электрический ледокол "Санкт-Петербург". Судно было построено на Балтийском заводе в 2009 году по проекту 21900.

Длина ледокола проекта 21900 составляет 114 м, ширина – 28 м, осадка – 8,5 м. Водоизмещение –14300 тонн. Максимальная скорость судна – 16 узлов.

На борту ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД
На борту ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД

Наш путь лежит в машинное отделение. "Санкт-Петербург" – электроход, поэтому его энергоустановка устроена следующим образом. Работающие на дизельном топливе или мазуте главные двигатели приводят во вращение генераторы, на которых вырабатывается электроэнергия. От неё работают электродвигатели винторулевых колонок, которые и перемещают судно.

Посетителей машинного отделения встречает пульт управления. Судя по надписям на экране, с этого пульта осуществляется управление системой охлаждения.

Пульт управления на ледоколе "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД
Пульт управления на ледоколе "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД

В этом же помещении расположены регуляторы температуры пресной воды системы охлаждения. На фото ниже также видны наушники, которыми пользуются механики. На ледоколе "Санкт-Петербург" они зелёного цвета.

Оборудование ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД
Оборудование ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД

Наконец, попадаем непосредственно в машинное отделение. На судне проекта 21900 используются главные двигатели двух типов от финского производителя Wartsila. Два главных двигателя марки 12V32 мощностью 6 тыс. кВт каждый. И два главных двигателя марки 9L32 мощностью 4500 кВт каждый.

Главные двигатели ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД
Главные двигатели ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД

Двигатели четырёхтактные. Отличаются количеством и компоновкой цилиндров. У 12V32 (на фото выше слева), как видно из названия, их двенадцать и расположены они V-образно. У 9L32 (на фото выше справа) девять цилиндров, расположенных в ряд. Число 32 означает диаметр цилиндра в сантиметрах.

Главные двигатели ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД
Главные двигатели ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД

Под синими кожухами находятся генераторы, вырабатывающий электроэнергию для обеспечения судна. Бортовая энергосистема ледоколов работает на переменном токе. Как правило, используется несколько сетей: напряжением 0,4 кВ для обычных потребителей и 6,3 кВ для электродвигателей пропульсивного комплекса.

Машинное отделение ледокола проекта 21900 / Фото: ТГД
Машинное отделение ледокола проекта 21900 / Фото: ТГД

Поскольку в машинном отделении проходят топливо- и маслопроводы, пожарной безопасности на судне уделяется особое внимание. Так выглядит щит с пожарным покрывалом.

Противопожарное оборудование ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД
Противопожарное оборудование ледокола "Санкт-Петербург" / Фото: ТГД

Пару слов о пропульсивной системе "Санкт-Петербурга". В качестве движителей выступают две четырёхлопастные винторулевые колонки. В носовой части судна расположено подруливающее устройство.

Продолжим нашу экскурсию. Следующий герой – дизель-электрический ледокол проекта 21900М "Новороссийск". Это более новое судно, построенное на Выборгском судостроительном заводе в 2016 году.

Ледокол "Новороссийск" / Фото: ТГД
Ледокол "Новороссийск" / Фото: ТГД

Длина ледокола проекта 21900М составляет 119,79 м, ширина – 28,0 м, высота борта – 12,4 м, осадка – 8,5 м. Водоизмещение равно 14334 т. Максимальная скорость – 17 узлов.

Внутри ледокола "Новороссийск" / Фото: ТГД
Внутри ледокола "Новороссийск" / Фото: ТГД

По сравнению с "Санкт-Петербургом" на "Новороссийске" автоматизация представлена на более высоком уровне. Это видно по расположенному перед машинным отделением пульту управления, куда стекается вся информация о работе судна.

Центральный пульт управления ледокола "Новороссийск" / Фото: ТГД
Центральный пульт управления ледокола "Новороссийск" / Фото: ТГД

Заходим в машинное отделение. Вот и "сердце" нашего героя. Вернее, четыре "сердца".

Машинное отделение ледокола "Новороссийск" / Фото: ТГД
Машинное отделение ледокола "Новороссийск" / Фото: ТГД

На этом судне, в отличие от проекта 21900, конструкторы пошли по пути унификации, использовав в качестве главных двигателей четыре одинаковых главных двигателя W 12V32E от той же финской Wartsila.

Главный двигатель W 12V32E / Фото: ТГД
Главный двигатель W 12V32E / Фото: ТГД

По данным регистровой книги, мощность каждого из четырёх главных двигателей составляет 6960 кВт.

Машинное отделение ледокола проекта 21900М / Фото: ТГД
Машинное отделение ледокола проекта 21900М / Фото: ТГД

Помимо главных двигателей с генераторами, на каждом ледоколе установлены по два вспомогательных генератора. В проекте 21900М мощность каждого из них составляет 800 кВт.

И ещё про систему управления. На схеме ниже с одного из экранов на центральном пульте управления хорошо видно текущее состояние основных механизмов судна. Главные двигатели остановлены. Работает один стояночный дизель-генератор.

Схема на пульте управления ледоколом проекта 21900М / Фото: ТГД
Схема на пульте управления ледоколом проекта 21900М / Фото: ТГД

При этом в машинном отделении стоит довольно приличный шум. Что происходит, когда работают одновременно четыре главных двигателя можно только догадываться. При этом заходить в машинное отделение без наушников явно рискованно. Кстати, на "Новороссийске" наушники жёлтого цвета.

Наушники на ледоколе "Новороссийск" / Фото: ТГД
Наушники на ледоколе "Новороссийск" / Фото: ТГД

Вот такие красавцы-ледоколы работают в российских портах и на арктических трассах.

Ледокол "Новороссийск" / Фото: ТГД
Ледокол "Новороссийск" / Фото: ТГД