Найти тему
Судострой

Проект СТ-192. Первый российский супертраулер норвежского происхождения

23 января в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях прошла закладка первого отечественного супертраулера проекта СТ-192. Об участниках и важности события для отрасли расскажут коллеги, блог ТГД остановится на особенностях проекта.

Закладная доска большого морозильного траулера СТ-192
Закладная доска большого морозильного траулера СТ-192

Супертраулером судно называют по нескольким причинам. Во-первых, его длина превышает 100-метровый порог. Во-вторых, на судне применён ряд новых для отечественного судостроения технических решений.

Крупных промысловых судов в России не строилось уже более 30 лет, поэтому данный большой морозильный траулер можно смело назвать первым российским. В СССР в этом сегменте строили суда типа "Горизонт", "Пулковский меридиан", "Антарктида". СТ-192 должен превзойти их по своим техническим и эксплуатационным характеристикам.

Большой морозильный траулер рыболовный траулер проекта СТ-192
Большой морозильный траулер рыболовный траулер проекта СТ-192

Заказчиком судна является "Русская рыбопромышленная компания" (РРПК). Технический проект выполнило "Морское инженерное бюро – дизайн – СПб". Рабочий проект подготовлен нижегородским КБ "Вымпел".

Следует отметить, что проект имеет иностранное происхождение. В основе российского СТ-192 находится норвежский проект ST-192RFC, разработанный компанией Skipsteknisk.

Основные технические характеристики СТ-192 следующие. Дедвейт – 5700 т, длина – 108,2 м, ширина – 21,0 м, осадка – 8,35 м. С учётом персонала рыбоперерабатывающего комплекса, экипаж траулера будет составлять 139 человек.

Скорость полного хода 15 узлов траулер СТ-192 должен развивать за счёт двигательно-движительного комплекса от MAN. Как сообщил ранее немецкий производитель, комплект поставки включает в себя главный двигатель мощностью 8120 кВт.

Перемещается супертраулер за счёт винта регулируемого шага MAN Alpha VBS диаметром 4,3 м в неповоротной насадке и носового подруливающего устройства туннельного типа. Энергоснабжение осуществляется за счёт двух дизель-генераторов и валогенератора. Судно строится на ледовый класс Ice3.

Проект ST-192RFC / Иллюстрация: Skipsteknisk
Проект ST-192RFC / Иллюстрация: Skipsteknisk

Из новых для отечественного рынка решений стоит отметить экологичность судна. По данным разработчиков, оно должно работать без сброса сточных вод. Морозильная установка траулера работает без фреона.

Искать рыбу – минтай и сельдь – траулер будет с помощью гидроакустических и телевизионных комплексов. Для глубокой и безотходной переработки на судне предусмотрены рыбоперерабатывающий комплекс и рыбомучная установка. Вместимость грузовых трюмов – 5500 куб. м.

Также примечательно, что в проекте СТ-192 используется система рекуперации. Она применена в траловой лебёдке. Разработанная норвежскими инженерами система позволяет накапливать энергию во время спуска трала и использовать её во время подъёма. На этом основании заказчик судна сравнивает траулер с электромобилем Tesla.

Что касается экономики, то стоимость головного супертраулера оценивается участниками рынка в сумму около 100 млн евро. Это подтверждается официальными данными РРПК, согласно которым общая стоимость серии из девяти судов составляет 60 млрд рублей. Строительство серии ведётся в рамках государственной программы инвестиционных квот.

Кстати, немногие знают, что полностью серия траулеров РРПК включает в себя не девять, а десять единиц. Головное судно данного проекта строится в Турции на верфи Tersan. Его сдача официально запланирована на июль 2020 года. Первый российский супертраулер должен быть готов в мае 2021 года. Все суда будут работать на Дальнем Востоке.

Закладная секция первого российского траулера СТ-192 / Фото: ТГД
Закладная секция первого российского траулера СТ-192 / Фото: ТГД