23 января в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях прошла закладка первого отечественного супертраулера проекта СТ-192. Об участниках и важности события для отрасли расскажут коллеги, блог ТГД остановится на особенностях проекта.
Супертраулером судно называют по нескольким причинам. Во-первых, его длина превышает 100-метровый порог. Во-вторых, на судне применён ряд новых для отечественного судостроения технических решений.
Крупных промысловых судов в России не строилось уже более 30 лет, поэтому данный большой морозильный траулер можно смело назвать первым российским. В СССР в этом сегменте строили суда типа "Горизонт", "Пулковский меридиан", "Антарктида". СТ-192 должен превзойти их по своим техническим и эксплуатационным характеристикам.
Заказчиком судна является "Русская рыбопромышленная компания" (РРПК). Технический проект выполнило "Морское инженерное бюро – дизайн – СПб". Рабочий проект подготовлен нижегородским КБ "Вымпел".
Следует отметить, что проект имеет иностранное происхождение. В основе российского СТ-192 находится норвежский проект ST-192RFC, разработанный компанией Skipsteknisk.
Основные технические характеристики СТ-192 следующие. Дедвейт – 5700 т, длина – 108,2 м, ширина – 21,0 м, осадка – 8,35 м. С учётом персонала рыбоперерабатывающего комплекса, экипаж траулера будет составлять 139 человек.
Скорость полного хода 15 узлов траулер СТ-192 должен развивать за счёт двигательно-движительного комплекса от MAN. Как сообщил ранее немецкий производитель, комплект поставки включает в себя главный двигатель мощностью 8120 кВт.
Перемещается супертраулер за счёт винта регулируемого шага MAN Alpha VBS диаметром 4,3 м в неповоротной насадке и носового подруливающего устройства туннельного типа. Энергоснабжение осуществляется за счёт двух дизель-генераторов и валогенератора. Судно строится на ледовый класс Ice3.
Из новых для отечественного рынка решений стоит отметить экологичность судна. По данным разработчиков, оно должно работать без сброса сточных вод. Морозильная установка траулера работает без фреона.
Искать рыбу – минтай и сельдь – траулер будет с помощью гидроакустических и телевизионных комплексов. Для глубокой и безотходной переработки на судне предусмотрены рыбоперерабатывающий комплекс и рыбомучная установка. Вместимость грузовых трюмов – 5500 куб. м.
Также примечательно, что в проекте СТ-192 используется система рекуперации. Она применена в траловой лебёдке. Разработанная норвежскими инженерами система позволяет накапливать энергию во время спуска трала и использовать её во время подъёма. На этом основании заказчик судна сравнивает траулер с электромобилем Tesla.
Что касается экономики, то стоимость головного супертраулера оценивается участниками рынка в сумму около 100 млн евро. Это подтверждается официальными данными РРПК, согласно которым общая стоимость серии из девяти судов составляет 60 млрд рублей. Строительство серии ведётся в рамках государственной программы инвестиционных квот.
Кстати, немногие знают, что полностью серия траулеров РРПК включает в себя не девять, а десять единиц. Головное судно данного проекта строится в Турции на верфи Tersan. Его сдача официально запланирована на июль 2020 года. Первый российский супертраулер должен быть готов в мае 2021 года. Все суда будут работать на Дальнем Востоке.