Одной из знаковых полноприводных машин мира является Нива. Она же лада 4×4. Единственный выпускаемый на вазе полноприводник (не считая сп с GM), но не единственная попытка создания автомобиля с четырьмя ведущими колесами.
Все эти попытки приходятся на новейшее время, когда стало возможным пробовать какие-то варианты совместно с независимыми тюнинг-ателье.
И первой в такой кооперации была "лада- виктория" от кампании "металлик-квадро". Полноценный полноприводный автомобиль в кузове 21099. Надо сказать что внешне машина практически не отличима от серийной 099. Но имеет кучу переделок по ходовой. Например передний и задний редукторы от golf- sincro. Вискомуфта тоже от него. Валы к задним колесам были нивовскими. Подвеска по-кругу независимая! Коробка передач осталась пятиступенчатой, но с другими передаточными числами. Но видимо и за цены и времени появления (начало девяностых) спросом не пользовалось. Выпускалась буквально по-штучно.
В следующий раз уже другое ателье при вазе "лада-консул" попыталась скрестить классическую ниву с популярными вазовскими кузовами. Так родился Тарзан.
Высоченный авто с клиренсом под 220мм на агрегатах нивы и кузовом 2108 или 2109 на выбор.
Вышла очень эффектная машина немного уступающая в вездеходности ниве, но гораздо более комфортная. Выпущено их было не так уж и мало, более тысячи, но все одно слишком высокая цена - в два раза дороже серийной - перевела эту машину в разряд дорогих игрушек.
Была попытка расшевилить продажи выпуском тарзан-2. В нем заменили самарские кузова на десяточные. Не помогло.
И, наконец, самая массовая из замен Нивы - Надежда. Собранная полностью силами опп АвтоВАЗа машина была по сути минивеном оригинальной конструкции на платформе Нивы. И даже получила собственный заводской индекс ваз- 2120. Было выпущено более 8000 авто. Но поскольку машина делалась по обходным технологиям она грешила большим количеством брака и частенько ломалась.
И хоть машина выпускалась многие годы и даже пережила фейслифт до основного конвейера она так и не добралась. В 2005-м проект "надежда" был закрыт.
А легендарная Нива выпускается до сих пор и завод не намерен прекращать ее производство даже с запуском нового поколения полноприводников.