Йенс Майнерс, немецкий и американский автомобильный журналист, член жюри конкурса «Международный автомобиль года» (WCOTY). В личном владении Майнерса несколько автомобилей, в том числе и российская Lada Niva. Как правило, Йенс предпочитает спорткары. Однако легендарный советский и российский внедорожник появился в его коллекции неслучайно. Более того: этот автомобиль воплощает протест против засилия технологий, которые, по его мнению, ведут автоиндустрию «не в ту сторону».
Когда Максим на своем Hyundai Santa Fe везет меня в нью-йорский аэропорт Ла-Гуардия, он едва сдерживает смех. Мы беседуем об автомобильном рынке, конкуренции такси с «Убером», пока он меня не спрашивает, на чем я езжу сам лично. На «Ладе Ниве». Он не верит: «Они еще существуют?» Да, «Нива», которая сегодня носит второе имя 4х4, еще существует. Причем по большей части — в оригинальной форме, в которой эту модель представили в 1977 году. Работы по созданию внедорожника, который должен был быть достаточно прочным для российской местности и одновременно привлекательным и комфортным, начались еще в 1970 году. И задумка удалась. Благодаря несущему кузову и независимой передней подвеске русский автомобиль обладал техническим преимуществом по сравнению с тем, что предлагал капиталистический Запад.
Другим преимуществом Niva был ее внешний вид. Компактный кузов, характерное «лицо» и округлые грани в те времена выглядели очень современно, хотя и сегодня Niva обращает на себя внимание. За все время производства было лишь два обновления: в 1995 году задние фонари горизонтальной формы были заменены вертикальными, а 2014 году появился четко «вылизанная» версия Urban, нарисованная под руководством шеф-дизайнера Стива Маттина.
Другим преимуществом Niva был ее внешний вид. Компактный кузов, характерное «лицо» и округлые грани в те времена выглядели очень современно, хотя и сегодня Niva обращает на себя внимание. За все время производства было лишь два обновления: в 1995 году задние фонари горизонтальной формы были заменены вертикальными, а 2014 году появился четко «вылизанная» версия Urban, нарисованная под руководством шеф-дизайнера Стива Маттина.
В стране «Мерседесов» и BMW марка Lada не пользуется большим спросом. Однако Lada 4x4 в Германии имеет свою небольшую, но стабильную аудиторию. Прежде всего, российский внедорожник предпочитают жители горных районов, поклонники охоты и рыбалки, фермеры, а также все те, кто любит проводить выходные в поездках по пересеченной местности. По статистике Федерального автомобильного ведомства (KBA), в январе-декабре 2018 года в Германии было продано 1436 «Нив». На первый взгляд — немного. Но с другой стороны, другие легендарные внедорожники также не могут похвастаться супервысокими продажами. Скажем, Jeep Wrangler в Германии за тот же период купили 2266 раз, а Suzuki Jimny — 4859 раз. В общем, результат «Нивы» на немецком рынке откровенно плохим не назовешь. Особенно для модели, которой почти исполнилось 42 года.
Я сделал выбор в пользу стандартной модели, которую все так же можно купить. Этот автомобиль — настоящий анахронизм. Детали вроде дверных ручек или подрулевых переключателей унаследованы от «Фиатовских» типовых модулей из начала 70-х. Замок зажигания расположен слева, как на Porsche. 1,7-литровый атмосферный мотор развивает лишь 83 л. с., ему тихонько подпевает коробка передач. Теперь мне реже приходят штрафы за нарушения ПДД, а я радуюсь меньшему радиусу разворота в городе и четырем полностью просматриваемым углам габаритов.
Чего у «Нивы» нет, так это — современных «фишек» вроде пищащих и подтормаживающих систем помощи или встроенных SIM-карт. И именно поэтому я купил себе этот автомобиль. А еще из-за историй, которые можно пережить благодаря ему — Максим с легкостью может вспомнить парочку таких. Кстати, удовольствие это не особенно дорогое. Цены на Lada 4x4 в прайслисте немецкого импортера Lada Deutschland начинаются с отметки 11 090 евро.