Найти в Дзене
Зато не в кредит

ТМ-1131 «Мишка» - народный автомобиль, который хотели запустить в серию 3 раза за 15 лет.

Несмотря на развал экономики, брошенные заводы и бедность, 90-е годы прошлого века были и временем интересных экспериментов для нашей промышленности. К примеру, некоторые бизнесмены решили, что могут запустить производство собственных автомобилей.

И у некоторых это даже получилось. Например, братья Деревы смогли основать завод Derways в Карачаево-Черкесии, который работает до сих пор.

А в этой статье, я хочу рассказать о малоизвестной малолитражке, которую пытались запустить в производство несколько раз, разные люди, и не бросали проект на протяжении больше 10 лет.

Иллюстрация tsn.ua
Иллюстрация tsn.ua

Где и когда родился «Мишка»?

Это история начинается в 1997 году, когда работники компании «Автосельхозмаш-холдинг», которая выросла из почившего советского предприятия, спроектировали конструкцию дешевой малолитражки.

Проектом сразу заинтересовалось несколько заводов из краснодарского края, Владимира, Санкт-Петербурга. Даже БелАЗ сумел затесаться в эту компанию.

Попытка №1: американцы и август 1998-го.

После сообщений о создании союза для производства этой машины, даже появилась информация о том, что будет выпущена первая партия в 30 000 штук. Более того, к проекту подключили американцев, которые бы помогли с технологиями, специалистами и ресурсами.

Но наступил печально знаменитый август 1998-го года, и все планы рухнули.

Иллюстрация wroom.ru
Иллюстрация wroom.ru

Попытка №2: вояж в Тулу

Таинственный соперник «Оки» всплыл только в 2003 году в Туле. Именно там он получил своё имя – «Мишка». Была учреждена отдельная компания, которая должна была курировать проект, а одним из идеологов стал известный шахматист Анатолий Карпов.

Но и здесь ничего толком не получилось, потому что в области сменилось правительство. Новому губернатору автомобиль не понравился, и он запретил отдавать уже подготовленную площадку для сборки этих машин. На долгих 8 лет, она снова исчезла.

Успели сделать только 3 опытных экземпляра.

Попытка №3: почти получилось

Неудачливый «Мишка» вновь показался на горизонте уже только в 2011 году, когда в Тульском правительстве случилось новые перестановки. Малолитражка не только вернулась к нам, но и была протестирована журналистами.

Иллюстрация fnkforum.net
Иллюстрация fnkforum.net

В 2012 году, было решено выпускать ТМ-1131 на мощностях почти вымершего завода «ЗИЛ», в том цеху, где собирали холодильники. Столичные инженеры, давно сидящие без работы, даже решили модернизировать конструкцию несовершенной машины.

Но и в этот раз не срослось, по причине отсутствия финансов, переплетения бизнес интересов, и проблем самого «ЗИЛа».

А что это была за машина?

В основе конструкция лежал трубчатый каркас из низколегированной стали, на который крепились пластиковые панели. На опытные образцы «Мишки» ставили старенький двигатель МеМЗ-307 (70 лошадиных сил), который мы хорошо знаем по ZAZ Sens. Коробка передач – обычная 5-ти ступенчатая механика.

Иллюстрация justdrive.ru
Иллюстрация justdrive.ru

Лёгкая машинка могла разгоняться до 150 км/ч, и ела 5,8 литров на 100 километров пути. В целом, модель собрана из компонентов от машин ГАЗ, УАЗ, ЗАЗ и т.д. В салоне такой же «салат» от различных серийных автомобилей.

В перспективе, планировалось ставить на «Мишку» систему ABS, кондиционер, электроусилитель руля и другие опции, которые сделали бы из него нормальный автомобиль.

Цены: пассажирскую версию планировалось продавать за 195 000 рублей. Грузовые машины могли стоять ещё дешевле.

Иллюстрация autowp.ru
Иллюстрация autowp.ru

И что дальше? До сих пор «Мишка» так и не отправился в анналы истории. Периодически появляются новости об этой машине. В частности, одно время ходили слухи, что её могут запустить в Белоруссии.

Лично я не верю в успех этого проекта, потому он слишком сырой, а на доработки модели придётся потратить слишком много денег.

Советую посмотреть:

ГАЗ 3115 - "Волга для бедных", которой хотели заменить исчезнувший Москвич.

Панголина - советский спорткар, который собрал электрик из Ухты в начале 80-х.

НАМИ «Гренадёр» 4x4 – внедорожник с шасси от «Буханки» и кузовом Москвича.

Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.

Авто
5,66 млн интересуются