Считается, что "спорткары" - это дело итальянцев с их Lamborghini или Ferrari. Куда нам до них, со своими Ладами, Москвичами и Волгами. Ладно хоть в грузовиках добились уважения благодаря КамАЗу, и на том спасибо.
Но сегодня уже мало кто вспомнит, что ещё в 1980 году, простой электрик из холодной Ухты Александр Кулыгин, смастерил один из первых советских спортивных автомобилей с модной тогда угловатой компоновкой и сумел прославиться на весь Советский Союз.
Как рождалась эта машина, и при чём тут Дворец молодёжи?
Пока итальянцы или американцы строили целые цеха и нанимали конструкторские бюро для проектирования своих спорткаров, Кулыгин собирал автомобиль прямо во Дворце молодёжи. Помогали ему ученики конструктора из местных пионеров.
Разумеется, никакой технической базы у них не было. Правда, стоит отметить, что это уже не первый самостоятельный проект Александра. До этого он представил свой вездеход "Ухта", с очень оригинальным дизайном, о которой я расскажу, как-нибудь в другой раз.
Правда, работать над моделью конструктор начал ещё в Москве, но именно на родине закончил своё творение и по железной дороге привёз его обратно в столицу в 1981 году.
Чем была хороша Панголина?
Давайте начнём с дизайна. Он очень смелый для того времени. Видно, конечно, что машина самодельная и не дотягивает до творений итальянских мастеров из Bertone, но и бюджет у них был в разы больше.
Однако, несколько интересных решений Кулыгин сумел воплотить. Вместо дверей, у машины был колпак, который поднимался с помощью гидравлического привода.
Вместо классических зеркал заднего вида, электрик вставил в машину "перископ", а фары расположились в едином блоке, который выезжал из под капота.
Чтобы кузов был максимально лёгким, его сделали из стеклопластика. Кулыгин даже умудрился раздобыть низкопрофильную резину для Панголины, а достать её было крайне сложно.
А что под капотом?
Все узлы и агрегаты концепт получил от серийных Жигулей и Лады. Двигатель был максимально приближен к водителю, и расположился прямо под приборной панелью.
Несмотря на то, что мотор, коробка и другие детали шли от обычных советских легковушек, Панголина могла разгоняться до 180 км/ч. Сейчас эта цифра не впечатляет, но для творения конструктора-самоучки - очень даже неплохо.
Кстати, была пара элементов и от другой техники, распространённой в СССР. Скажем, дворники позаимствовали у автобуса Икарус.
Как сложилась судьба машины?
Она так сильно пришлась по вкусу советской общественности, что Кулыгин участвовал с ней в нескольких автопробегах, и даже представил свой автомобиль на международной выставке в Болгарии (1985 год).
В 90-х она была продана неизвестному бизнесмену. Тот благополучно разбил машину и кустарно восстановил. Сейчас она находится в музее на Рогожском валу, но сильно отличается от того оригинала, который построил сам Александр Кулыгин.
А что случилось с ним?
Талантливого конструктора заметили. После успеха Панголины его пригласили на АЗЛК, где он начинал проектировать минивэн из Москвича 2141.
После распада страны, уехал в США и даже сумел основать там собственную фирму по производству и продаже кит-каров (сделай сам). Трагически погиб в автомобильной аварии 15 лет назад.
Советую посмотреть:
Москвич "Арбат" - последний минивэн АЗЛК с салоном-трансформером, из 1987 года.
Lada Siluet – совместный проект АвтоВАЗа и канадцев, который мог пойти в серию вместо Весты.
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.