Модель Л-300 производства завода «Красный Октябрь» была первым серийным советским мотоциклом и имеет свою сложную и интересную историю. В середине 1920-х годов руководством страны было принято решение испытать иностранные образцы мототехники, выбрать из них подходящий, модифицировать его под местные условия и срочно ставить на производство.
За работу взялась конструкторская группа Петра Можарова, незадолго до этого разработавшая первые пять советских мотоциклов в Ижевске. Обосновалась группа на заводе «Красный Октябрь» в Ленинграде.
«Октябрята» активно использовались в Красной Армии, в качестве мотоциклов разведки и связи. Солдаты любили ленинградские мотоциклы за легкость управления и надежность. Бойцы на Л-300 принимали участие в боях на Халхин-Голе и Хасане, в Советско-Финской войне и на раннем этапе Великой Отечественной.
Одноцилиндровый двухтактный двигатель мотоцикла Л-300 рабочим объемом 300 куб. см при 3000 об/мин развивал мощность 6 л.с. у ранних модификаций, и 6,5 л.с. – у поздних.
Максимальная скорость мотоцикла составляла 80 км/час, средний расход бензина — 4,5 л/100 км. Сухой вес — 125 кг. Для моторной и задней передач использовались роликовые цепи, защищенные с одной стороны штампованными щитками. Ручной рычаг переключения устанавливался непосредственно на трехступенчатой коробке передач.
Интересный случай произошел в 2013 году на Карельском перешейке – военными археологами был найден комплектный мотоцикл Л-300. Аппарат, по-видимому, был закопан в землю в ходе отступления советских войск летом 1941 года и сохранился в очень неплохом состоянии, благодаря песчаному грунту и брезенту, в который он был завернут. В настоящее время этот «Красный Октябрь» – экспонат одного из московских музеев.
«Октябрят» до нашего времени сохранилось немного, а мотоциклы полностью оригинальные по комплектации можно пересчитать по пальцам одной руки и один из них сохранён для истории «Мотомиром Вячеслава Шеянова».