Найти в Дзене
машина

Урал, так похожий на «газик»

УралЗИС-355М (фото Н.Добровольского)
УралЗИС-355М (фото Н.Добровольского)

Говорят, что история развивается по спирали. И вот иной раз этому высказыванию находятся самые удивительные подтверждения. Взять, например, отечественные грузовики марок ГАЗ и Урал. Вот уже несколько лет они комплектуются одинаковыми кабинами (речь, разумеется, про автомобили семейств NEXT). Но задолго до наших дней в истории автомобилей двух этих марок уже был период времени, когда горьковский грузовик поделился с уральским своим обликом! Произошло это еще в середине пятидесятых, когда на Уральском автозаводе им.Сталина проводили очередную модернизацию своей базовой модели УралЗИС-355. Это была архаичная «трехтонка», уходящая своими корнями еще к довоенным грузовикам АМО-2 и АМО-3. Так получилось, что на Уральский автозавод в этот период времени был откомандирован Андрей Липгарт – бывший главный конструктор ГАЗа, лауреат нескольких Сталинских премий за разработку автомобильной техники. При его деятельном участии модернизированный грузовик получил современную металлическую кабину типа ГАЗ-51 и оригинальное оперение, которое тем не менее стилистически очень походило на оперение того же «газика»! Походило настолько сильно, что несведущему человеку было очень сложно различить между собой две эти машины. Уральский грузовик с газовским обликом назывался УралЗИС-355М (позднее - просто Урал-355М) и выпускался с декабря 1957-го по октябрь 1965 года. Он не стал столь же массовым, как ГАЗ-51, однако отдельные его экземпляры продержались в эксплуатации вплоть до начала 2000-х годов! Давайте же вспомним эту необычную машину, посмотрев несколько старых архивных фотографий.

В таком виде УралЗИС-355М был принят к производству (фото из архива Ю.А. Долматовского)
В таком виде УралЗИС-355М был принят к производству (фото из архива Ю.А. Долматовского)
Типичная картина из начала шестидесятых: сельская улица с грунтовой дорогой и УралЗИС-355М на фоне магазина. Обратите внимание на аббревиатуру "сельмаг" на вывеске - ныне совсем позабытую (фото А.Новикова)
Типичная картина из начала шестидесятых: сельская улица с грунтовой дорогой и УралЗИС-355М на фоне магазина. Обратите внимание на аббревиатуру "сельмаг" на вывеске - ныне совсем позабытую (фото А.Новикова)
Фото с улиц Москвы конца шестидесятых: Урал-355М в довольно редком исполнении - с тентом над грузовой платформой (фото А.Новикова)
Фото с улиц Москвы конца шестидесятых: Урал-355М в довольно редком исполнении - с тентом над грузовой платформой (фото А.Новикова)
Побитый жизнью Урал-355М в эксплуатации на рубеже 1970-х и 1980-х годов (фото С.Андреева)
Побитый жизнью Урал-355М в эксплуатации на рубеже 1970-х и 1980-х годов (фото С.Андреева)
Топливная цистерна АЦМ-2,6 на шасси Урал-355М с калужской регистрацией, сфотографированная в Москве шестидесятых годов (фото А.Новикова)
Топливная цистерна АЦМ-2,6 на шасси Урал-355М с калужской регистрацией, сфотографированная в Москве шестидесятых годов (фото А.Новикова)
Еще один аналогичный бензовоз в Подмосковье (фото А.Новикова)
Еще один аналогичный бензовоз в Подмосковье (фото А.Новикова)
И еще один, снова из Подмосковья. К слову, бензовозы на шасси Урал-355М строили как минимум четыре специализированных предприятия в РСФСР, Казахской ССР, Киргизской ССР и Узбекской ССР (фото А.Новикова)
И еще один, снова из Подмосковья. К слову, бензовозы на шасси Урал-355М строили как минимум четыре специализированных предприятия в РСФСР, Казахской ССР, Киргизской ССР и Узбекской ССР (фото А.Новикова)
А здесь - сразу два молоковоза АЦМ-23 на шасси Уралов (их выпускал Ново-Троицкий машиностроительный завод из Киргизской ССР) рядом со своим собратом на шасси ГАЗ-51А. Здесь хорошо заметно, что Уралы почти по всем измерениям немного крупнее "газика" (фото П.Чекчеева)
А здесь - сразу два молоковоза АЦМ-23 на шасси Уралов (их выпускал Ново-Троицкий машиностроительный завод из Киргизской ССР) рядом со своим собратом на шасси ГАЗ-51А. Здесь хорошо заметно, что Уралы почти по всем измерениям немного крупнее "газика" (фото П.Чекчеева)
Молоковоз АЦМ-23 на фоне храма Василия Блаженного в Москве (фото А.Новикова)
Молоковоз АЦМ-23 на фоне храма Василия Блаженного в Москве (фото А.Новикова)
УралЗИС-355М с кузовом-фургоном в Новосибирске (фото из архива М.Чернявского)
УралЗИС-355М с кузовом-фургоном в Новосибирске (фото из архива М.Чернявского)
Передвижная компрессорная установка на шасси Урал-355М на московской стройке (фото А.Новикова)
Передвижная компрессорная установка на шасси Урал-355М на московской стройке (фото А.Новикова)
Автомобили УралЗИС-355М даже поставлялись на экспорт, так что на них типографией Внешторгиздата даже публиковались рекламные брошюры, ныне являющиеся библиографической редкостью
Автомобили УралЗИС-355М даже поставлялись на экспорт, так что на них типографией Внешторгиздата даже публиковались рекламные брошюры, ныне являющиеся библиографической редкостью
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации,СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях!
Почта для связи: mmariyazen@yandex.ru, Мария Маркова