Цифры в индексе автомобиля ГАЗ-31105-551 — это номер телефона или цена? Так порой шутили посетители автомобильных выставок... На самом деле индексы отечественных машин создавались по строгим правилам, хотя и здесь не обошлось без исключений.
Впервые единую систему обозначения автомобилей в СССР ввели в 1945 году. Она была простой: имя машины состояло из названия предприятия (ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ, ЛиАЗ) и порядкового номера модели, выбранного из выделяемого для каждой марки диапазона чисел.
Например, Горьковскому автозаводу выделили номера 1–99, Московскому заводу малолитражных автомобилей дали индексы 400-449, а ЗАЗу и ЛуАЗу — 965-974.
В 1966 году начал новый стандарт присвоения индексов, в которых теперь была зашифрована дополнительная информация.
Начинать расшифровку логичнее со второй цифры, которая отвечает за тип транспортного средства: например, единица обозначает легковой автомобиль, а двойка — автобус.
Типы транспортного средства
1 — легковой автомобиль;
2 — автобус;
3 — грузовой автомобиль общего назначения;
4 — седельный тягач;
5 — самосвал;
6 — цистерна;
7 — фургон;
8 — (не используется);
9 — специальный автомобиль.
Первая же цифра обозначает класс транспортного средства. Для легковушек он определяется по рабочему объёму двигателя, для грузовиков — по полной массе машины, а для автобусов — по длине кузова.
Например, к первому классу «легковушек» относились «Ока» ВАЗ-1111 и «Таврия» ЗАЗ-1102, ко второму — большинство ВАЗов и «Москвичей». В третий класс попадали «Волги», а в четвёртый — представительские седаны и лимузины ЗИЛ.
Третья и четвёртая цифры в индексе обозначали порядковый номер модели данного производителя. Следующие символы были необязательны и использовались для указания модификации, варианта исполнения или комплектации.
И здесь не обходилось без множества отступлений. Бывало, обозначения новым моделям давались по старой системе (так поступил ГАЗ со своей «Волгой» ГАЗ-24).
Иногда индекс присваивался по новой системе, но с нарушением стандарта: например, у «Бычка» ЗИЛ-5301 первая цифра не соответствовала полной массе машины. При этом прототип «Бычка» 1992 года щеголял верным обозначением ЗИЛ-3301М, а откуда у серийной модели появилась пятёрка — мы, наверное, уже не узнаем.
Похожая история случилась с «Ладой Калиной», которая в производство в 2004 году пошла с 1,6-литровым двигателем, который делал заводские индексы 1117, 1118 и 1119 несостоятельными. В начало просилась двойка, что и было исправлено с выходом второго поколения «Калины», получившей индексы 2192 и 2194.
А сейчас стройная система 1966 года понемногу уходит в прошлое. Новые модели ГАЗа, АвтоВАЗа и других заводов лишаются привычного обозначения (у «Весты» это произошло прямо в процессе разработки, ведь начиналась она под индексом ВАЗ-2180). Продолжают использовать старую систему наименований УАЗ, а также производители грузовиков и автобусов.
Другие интересные обзоры об автомобилях — в нашем канале Яндекс-Дзен. А ещё загляните в наше сообщество в Вконтакте.