... или Системы контроля давления в шинах
Спущенное колесо... Сколько боли и нервов в этом простом словосочетании.
Каждый автолюбитель, независимо от стажа или пола, рано или поздно сталкивается с такой неприятностью, как спущенное колесо. Ещё вчера ничего не предвещало беды, но подойдя к машине с утра, Вы обнаруживаете что колесо окончательно спущено. Казалось, что может быть хуже?
Зачастую, прокол случается еще задолго до ночной парковки. Шуруп или гвоздь, проткнувший шину, коварно и медленно спускает воздух из шины и за ночь он выходит из неё полностью. Если бы Вы заметили это ещё вчера, то не испортили бы себе утро. Но быть столь внимательным, чтобы отследить изменения в движении на чуть спущенном колесе, под силу не всем даже опытным автомобилистам. Для этого и многого другого в Mercedes-Benz существует системы контроля давления в шинах, о них и пойдёт речь.
По правде говоря, не один лишь Мерседес обратил внимание на этот вопрос. Согласно требованиям ЕС с 1 ноября 2014 года каждый новый автомобиль категории M1 или M1G (легковые автомобили и внедорожники) должен обладать электронной системой контроля давления воздуха в шинах. На американском рынке подобные требования вступили в силу ещё в 2007 году.
Каковы же последствия езды на спущенных шинах? Вот лишь малая часть из них:
- Неравномерный износ шины
- Возможно повреждение бокового корда колеса или кромки колесного диска
- Увод от прямолинейной траектории движения, рысканье по дороге
- Увеличенный тормозной путь
- Увеличение расхода топлива до 5%
- Сложность и непредсказуемость в управлении авто
Автомобили, выпускаемые концерном Daimler AG, имеют 2 основных способа контроля давления в шинах, а именно:
- прямой,RDK(информация поступает непосредственно от датчика установленного в колесный ниппель), оснащаются автомобили с кодом комплектации 475
- косвенный, RDW(сравнивается информация от датчиков скорости колёс системы ESP), автомобили с кодом 477.
RDW одна из первых и самых простых систем, способная распознать лишь значительное падение давления (автомобили с кодом 477). Физически, в регистрации давления участвует только блок управления ESP и датчики частоты вращения колёс. Система активируется при включённом зажигании. Распознание падения давления осуществляется путём расчёта участка пути, проходимого шиной за один оборот. Рассмотрим более подробно.
В идеальных условиях шины с одинаковым давлением за один оборот проходят одинаковые пути. Путь, пройденный спущенной шиной при прямолинейном движении, будет отличаться от остальных колёс. Блок управления ESP регистрирует и сравнивает данные от датчиков частоты вращения колёс. На основании этих данных и рассчитывается примерное падение давления. В случае потери давления в шине приблизительно от 30 до 50%, система отправляет предупредительное сообщение на комбинацию приборов. Расположение спущенного колеса не указывается.
Из-за примитивности конструкции и большого количества внешних факторов, в некоторых ситуациях возможны ограничения работы RDW. К таким факторам относятся:
- Вождение на рыхлой поверхности (гравий, щебень, песок и пр.)
- Срабатывание системы ABS (антиблокировочной системы), ASR (антипробуксовочной системы)
- Резкие повороты (продольное/поперечное ускорение более 1м/с^2) или дороги с большим поперечным уклоном (более 7 градусов)
- Наличие противоскользящих колесных цепей
- Потеря давления в более чем одном колесе
- Спортивный стиль вождения (высокая скорость прохождения поворотов, резкие ускорения)
Так же система перестаёт работать при наличии ошибок в аппаратном обеспечении блока ESP и при повреждении датчика скорости вращения колеса.
Обучение системы RDW возможно перезапустить через меню управления. После перезапуска система записывает несколько отрезков пути, проходимых шиной за один оборот. Замер производится для 7 различных скоростных интервалов от 15 до 250 км/ч. Все время процесса обучения система не активна.
RDK это система прямого контроля давления в шинах авто марки Mercedes-Benz (автомобили с кодом 475). Система следит за давлением воздуха в отдельно взятом колесе путём сравнения данных, полученных от колесных датчиков давления, с сохранённым в памяти значением. Система активируется при включённом зажигании и способна определять точное давление в каждой шине. При значительной потере давления на дисплее возникает предупредительная надпись, раздаётся звуковой сигнал и загорается желтая предупредительная лампа.
Физически система состоит из блока управления RDK и 4-х колесных датчиков давления со встроенными аккумуляторными батареями. Блок управления RDK со встроенной принимающей антенной, в зависимости от модели, находится под сиденьем водителя или переднего пассажира, либо под днищем автомобиля. Датчики давления находятся за вентилем шины, внутри колеса и крепятся к колесному диску накидной гайкой. В первые 10 минут после начала движения, происходит автоматическая идентификация положений датчиков с помощью блока ABS. (Система сравнивает различные скорости вращения колёс и уровень сигнала от датчиков давления, «понимая» где они установлены). После самоопределения система переходит в режим наблюдения: при скорости более 20 км/ч каждый датчик раз в 30 секунд передаёт высокочастотный радиосигнал (433 МГц) в блок управления. В сигнале, помимо давления, содержится информация о температуре в шине, направлении вращения, идентификатор шины, состояние датчика и уровень заряда его внутреннего аккумулятора. Помимо информации от колесных датчиков, сам блок управления RDK, учитывает скорость автомобиля и температуру наружного воздуха. Эти данные необходимы для корректировки конечных расчётов. В конце поездки, после выключения зажигания, система остаётся активной и принимает, при необходимости, показания ещё 19 минут, после чего система переходит в «спящий» режим. Для увеличения ресурса элементов питания, сами датчики давления воздуха в шинах через несколько секунд отключаются при неподвижном автомобиле. Датчики давления воздуха в шинах имеют функцию распознавания центробежной силы, за счет чего они передают сигналы только при движущемся автомобиле.
Если Вы решили изменить давление в шинах, система распознаёт принудительное изменение давления более чем на 0,2 бара (20 кПа) между каждой парой колес. Спустя 2 минуты после начала движения и успешной проверки на достоверность, новые значения перенимаются в качестве контрольных, если разница в давлении шины между левым и правым колесом не превышает 17%.
Обслуживание и замена датчиков RDK
Датчики RDK не требуют к себе никакого особого внимания, они полностью необслуживаемые. Т.е после полного разряда внутреннего аккумулятора, придётся покупать новые. Так же, владельцу авто с такой системой, следует быть аккуратным при обращении в шиномонтаж - бывают случаи повреждения датчиков при монтаже-демонтаже шины. Так что не помешает лишний раз обратить внимание мастера-приемщика шинного центра на то, что в колесах присутствуют датчики.
При покупке новых датчиков нужно хорошо изучить саму упаковку - на ней указан срок жизни внутреннего аккумулятора. Не стоит покупать те, чей срок вот-вот закончится и тем более, если он уже истёк.
Процесс замены не сложный: шина отжимается от диска в районе датчика; придерживая его одной рукой, высокой головкой на «11» откручивается накидывая гайка; датчик отводится внутрь колеса и вынимается наружу. Установка производится в обратной последовательности, колесо необходимо отбалансировать. Момент затяжки накидной гайки датчика - 8 Н/м. При обратной сборке колеса, необходимо избегать попадания монтажной пасты на сам датчик. Так же не стоит накручивать металлические колпачки на ниппель - они корродируют, используйте пластиковые.
После замены датчик необходимо активировать. Датчик давления воздуха в шине начинает работать только после подачи на него давления воздуха более 3,2 бар.
Для корректной работы новых датчиков давления в шинах рекомендуется выполнить процедуру их обучения с помощью диагностической программы.