Вопрос с прогревом двигателя автомобиля в зимнее время очень актуален с наступлением холодов. Большинство автолюбителей особенно начинающие водители задаются вопросом: "Нужно ли прогревать автомобиль до рабочей температуры зимой или как говориться "Сел и поехал"?"
Все мы знаем что в зимнее время, при отрицательных температурах во время длительной стоянки в двигателе нашего автомобиля происходит загустение моторного масла и его способность удерживать масляную пленку на деталях двигателя. И чем ниже качество масла тем быстрее происходит срыв масляной пленки с деталей. Что очень негативно сказывается на ресурсе двигателя.
Как это работает. Сразу после запуска масло через масляный насос начинает поступать ко всем трущимся деталям двигателя в распредвалы, поршневой группе, коленчатый вал. Так как масло густое, происходит плохое, недостаточное смазывание деталей что приводит к сильному износу трущихся деталей и снижению ресурса двигателя. При последующем прогреве охлаждающая жидкость начинает прогреваться в то время как масло всё еще остается холодным.
Температура охлаждающей жидкости и температура масла в двигателе сильно отличаются. Прогрев охлаждающей жидкости до 90 градусов по Цельсию сопровождается тем, что масло разогрелось всего до 40-55 градусов. По этой причине запуск двигателя зимой в мороз означает, что смазка будет прогреваться намного дольше по сравнению с охлаждающей жидкостью. Еще можно добавить, что расход бензина при прогреве двигателя зимой в движении будет увеличен на начальном этапе по сравнению с потреблением горючего при прогреве на холостых оборотах.
Если со старыми карбюраторными двигателями ситуация понятна (греть такой агрегат перед поездкой нужно обязательно, иначе двигатель до определенного прогрева будет работать неустойчиво, возникают провалы, мотор глохнет), то с современными инжекторными двигателями все не так просто. Имеется большое количество сторонников и противников прогрева современного инжекторного двигателя перед началом езды. Все дело в том, что инжекторные моторы стали намного более технологичными и оснащены сложной системой впрыска, изменились материалы изготовления самих деталей двигателя, были улучшены моторные масла и т.д.
В инструкциях по эксплуатации большинства современных автомобилей написано, что прогрев не нужен. Связано это в первую очередь с борьбой за экологию. Для них большую роль играет экология, а повышенный износ двигателя и снижение ресурса они отодвигают на второй план.
Длительный прогрев двигателя тоже не целесообразен. Во время прогрева греется только двигатель в то время как другие узлы и агрегаты такие как коробка передач, элементы подвески, мосты по прежнему остаются холодными и начинают прогреваться только во время движения.
Самым оптимальным считается не долгий прогрев двигателя до температуры охлаждающей жидкости 50-60 градусов Цельсия. затем в щадящем режиме без резких рывков можно начинать движение. В таком режиме происходит прогрев КПП, мостов, амортизаторов и других элементов подвески.
Стоит отметить, что всё описанное выше касается в первую очередь бензиновых двигателей — дизельные агрегаты в морозы на холостом ходу прогреть очень сложно. В связи с этим для них существуют внешние подогреватели, работающие автономно: от электросети, аккумулятора или другого источника питания. Ну а лучше всего они греются во время движения.