В начале лета 2015 года я пролетал по дороге между трассой М3 и Брянском и совершенно случайно глаз выхватил Москвича на высоком столбе на встречной обочине.
Через три дня на обратном пути мне удалось к нему вернуться и рассмотреть машину более внимательно.
Это "Москвич-400" или "Москвич-401".
Четыреста первый - это модель с более мощным двигателем, сменившая Четырёхсотого на конвейере.
Внешне различия минимальны.
История этой модели началась в фашистской Германии в 1937 году.
Называлась она Opel Kadett K38 и выпускалась до 1940 года.
После войны конструкторскую документацию по репарационным соглашениям попытались забрать в СССР.
Однако за годы войны значительная часть чертежей и производственной оснастки была утрачена.
Их восстановлением были несколько месяцев заняты специальные конструкторские бюро, в которых советские инженеры работали совместно с немцами.
Что-то восстанавливалось по сохранившимся документам, что-то путём разборки сохранившихся Opel Kadett.
В 1946 году производством автомобиля занялся Московский Завод Малолитражных Автомобилей (МЗМА).
Машина получила название "Москвич-400-420", где 400 - это номер модели двигателя, а 420 - кузова-седана.
Следом за ней появились деревянные фургоны "Москвич-400-422" (1949—1956), кабриолеты "Москвич-400-420А" (1949—1952) и шасси с кабиной "Москвич-400-420К" (1954), на которые устанавливались разнообразные грузовые кузова, изготовленные кузовным заводом Минпищепрома в Москве.
В 1954 появилась более мощная модель двигателя — 401 (26 л.с.).
Соответственно, изменилось обозначение автомобиля — теперь базовый седан назывался "Москвич-401-420".
Производство этого семейства автомобилей завершилось в 1956 году.
Кузов хоть и называется "седан", но его багажник снаружи открыть нельзя.
Доступ к его объёму осуществлялся из салона.
Зато запаска размещена удобно.
Электрооборудование "Москвича" - шестивольтовое (современный стандарт - 12 Вольт)
Некоторые особенности первых "Москвичей" были типичны для недорогих автомобилей 30-х годов: довольно узкий салон, отсутствие отопителя, доступ в багажник через заднее сиденье.
В то же время машина оказалась хорошо приспособлена к тяжелым дорожным условиям.
Двигатель развивал максимальный крутящий момент на низких оборотах, 16-дюймовые колеса обеспечивали большой дорожный просвет, "опелевская" подвеска получилась довольно энергоемкой.
Инструкция по эксплуатации допускала преодоление бродов глубиной до 60 см - по колено взрослому человеку.
Важно также, что простая "неубиваемая" конструкция агрегатов двигателя и шасси терпела неквалифицированные обслуживание и ремонт силами владельцев машин и малограмотных механиков.
В апреле 1956 года МЗМА без остановки производства заменил "Москвич-401" автомобилем нового поколения "Москвич-402", полностью разработанным советскими конструкторами.
"Москвичи" первого поколения еще долгие десятилетия служили сотням тысяч простых советских людей, а сейчас украшают ретрофестивали и автопробеги.
К сожалению, этот экземпляр автомобиля Москвич в 2020 году пропал, вместе со столбом и указателями.