Основатели спортивного стартапа Wellbell в Москве Вячеслав Ермилов, Денис Козуб и Лев Левин рассказали порталу «Будущее России. Национальные проекты», как идея создания «умных» гаджетов для фитнеса вдохновила их оставить руководящие посты в крупнейшем банке и «оцифровать» физическую нагрузку.
Цифровые технологии надежно обосновались в нашей повседневной жизни. С помощью смартфона можно не только вызвать такси или заказать доставку, но и учиться, и даже заниматься спортом.
Из банка в стартап
Москвичи Вячеслав Ермилов и Денис Козуб более 10 лет занимались финансовыми сделками в крупнейшем российском банке. В 2014 году руководство банка начало активно развивать цифровое направление и поощрять участие сотрудников в технологических конференциях. Тогда друзья поняли, что будущее за технологией big data, которую активно внедряли в банке, но это «очень большая и пока недостаточно освоенная ниша в бизнесе».
«Меня поразило, насколько данные могут иметь значение и менять эффективность бизнес-процессов. Если в 2000-е говорили, что если у тебя нет сайта, у тебя нет бизнеса, то сейчас актуально говорить то же самое про big data. Система работает, используя машинное обучение, на основе алгоритмов, не подключая рабочую силу. Большие данные — это огромная экономия ресурсов, один раз научившись с ними работать, можно оптимизировать любые процессы. Мы смотрели на этих молодых ребят, которые рассказывали нам о технологиях будущего, и подумали, что тоже сможем. Поэтому в июле 2016 года мы решили уйти из банка и заняться своим проектом», — вспоминает Вячеслав.
Обсуждая возможности инвестиций в различные стартапы, Денис и Вячеслав решили вложить 10 млн в собственный проект «умного» гаджета. А осенью 2016 года общие знакомые познакомили предпринимателей с выпускником МГТУ им. Баумана Львом Левиным. Он стал как раз «тем недостающим звеном, которого не хватало команде», чтобы начать разработку девайса.
Идея из ошибки
Изначально это была идея интернет-платформы, которая позволяет в виртуальной реальности заниматься спортом и благодаря играм развивать интеллектуальные способности. Вдохновившись идеей лечения заболеваний с помощью нейротехнологий, приятели сделали контроллер для рук, но тот оказался слишком тяжелым.
«Стали шутить на тему того, что им можно не только сознание прокачать, но и руки. И тогда пришло озарение — гантели! К тому же рынок спорта оказался еще больше, еще интереснее, чем игровой рынок. Осенью 2017 года мы приступили к разработке. Я начал делать эскизы, разработал дизайн, чтобы у нас получился не только „умный“, но и красивый девайс. Португальская студия промышленного дизайна, работавшая с нами над контроллером, поначалу была в шоке от такой смены направления, но в итоге прониклась идеей и помогла сделать красивые визуализации девайса», — рассказывает Лев.
Бизнес-партнеры узнали, что, по статистике онлайн-ретейлеров, гантели весом до 2 кг входят в топ-3 по продажам домашнего спортивного инвентаря в России. Дома люди предпочитают использовать небольшой вес — это позволяет сделать занятия более эффективными и не травмоопасными.
В разрабатываемые гантели, кроме того, были встроены датчики движения, с помощью которых устройство может сообщать владельцу — через приложение или сигналом — об ошибках в технике выполнения упражнений.
Разработка прототипа
Сперва предприниматели думали обратиться за разработкой прототипа к высокотехнологичной корейской компании, но та запросила сотни тысяч долларов. Тогда они нашли дочернюю структуру Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы «Роснано» в Ульяновске: у ее специалистов был редкий для российских инженеров опыт разработки Bluetooth-гаджетов.
«Я думал, что самой сложной будет разработка электроники: датчиков, светодиодов, монитора пульса, но оказалось, что у нас в стране большое количество талантливых инженеров-электронщиков, и те, на кого нам удалось выйти, сделали это очень быстро. И, поскольку у нас больше не было ограничений по весу, мы поставили в наши гантели аккумуляторы, способные работать без подзарядки месяц», — рассказывает Вячеслав.
«Умный» спортинвентарь, по задумке создателей, должен был стать полноценной заменой кардиотренажерам и предложить клиенту разнообразные физические нагрузки. Но при этом устройство должно быть безопасным — и предприниматели начали поиск компании, которая сделала бы для гаджета прорезиненный корпус. Предприниматели запаслись терпением и смогли получить первый прототип уже в декабре 2017 года. На его разработку ушло около 600 тыс. рублей.
Они сразу зарегистрировали компанию Wellbell и подали заявления на патенты и промышленный образец, а дальше начали подготовку интернет-платформы для трансляций тренировок с гантелями. Предприниматели решили создать собственную стриминговую платформу, так как хотели, чтобы все данные хранились в России. Программистов нашли в Казани через агентство, которое запросило за поиск каждого разработчика гонорар 200 тыс. рублей.
Экосистема вокруг гантелей
Разработка онлайн-платформы заняла год — по оценкам предпринимателей, срок небольшой. Она должна превратить процесс тренировки в игру, позволив клиентам соревноваться друг с другом. С помощью приложения владельцы «умных» гантель должны получить возможность подключаться из любого другого места, а тренеры — готовить и публиковать тренировки. А создание такого сервиса открывало достаточно ясный путь к монетизации через подписку.
В августе 2018 года появилась первая версия студийного приложения, где тренировки проводились онлайн и их можно было использовать в любом месте. Оно работало с любого гаджета на ОС Android с помощью Bluetooth, анализируя пульс и движения клиента, помогая ему получать статистические данные о тренировке и повторять упражнения за тренером из трансляции.
«Мы решили тестировать студийную версию платформы вживую. Нашли готовое помещение бывшего фитнес-клуба в Красногорске площадью 400 кв. метров, отремонтировали и уже в сентябре 2019 года начали пробовать первые тренировки с клиентами. Поначалу приложение нередко давало сбои, гантели часто не включались во время тренировки. На то, чтобы это исправить, ушел год. Но клиенты терпеливо ждали вместе с нами, пока процесс наладится, потому что чувствовали себя испытателями классного технологического эксперимента», — говорит Денис.
К концу сентября 2019 года к кардио- и силовым тренировкам добавились аэробика, растяжка и йога. Адаптация тренировок под «умные» гантели стала вызовом для инструкторов, и они взялись за нее с энтузиазмом. К концу года выручка клуба достигла нескольких сотен тысяч рублей.
Фитнес, который не закроется
В условиях пандемии, признается Вячеслав, их со Львом и Денисом бизнес прошел через серьезное испытание. Объем продаж в марте упал в пять раз к прошлому году. Средств компании хватало, только чтобы покрывать издержки.
«В день, когда спортивные центры закрылись, наши тренеры взяли с собой «умные» гантели домой и с телефонов дома транслировали себя, просто качество видео было хуже. Так мы плавно перевели наших клиентов на занятия онлайн по тому же самому расписанию, с теми же самыми тренерами, к которым они привыкли. Они также могли принимать участие в жизни студии через соревнования и общаться между собой», — говорит Вячеслав.
Благодаря трем месяцам карантина, кроме того, команде удалось быстро исправить онлайн-баги. После закрытия фитнес-клубов клиентам отправили для теста первую сборку приложения, а уже в апреле оно появилось в Google Play, откуда его скачали уже 25 тыс. раз.
«Мы в свою финансовую модель заложили консервативную оценку, что 1% от общего числа клиентов будет платить за подписку 300 рублей в месяц. При этом уже сейчас 90% тех, кто начал пользоваться приложением на платной основе полгода назад, продолжают оплачивать подписку», — рассказывает Денис.
Вячеслав отмечает, что гантели планируют продавать по 25 тыс. рублей с учетом трехмесячной подписки на сервис. Кроме того, предприниматели уже получают предложения подключить к платформе скакалки, палки для скандинавской ходьбы и турники, одним словом, «цифровизировать спорт на 360 градусов».
Помощь стартапам
В октябре 2020 года предприниматели представили свои умные гантели в «Московском инновационном кластере», и «эффект превзошел все ожидания». Компании предложили больше пяти потенциальных партнерств. Также два московских фонда ведут переговоры об инвестициях в проект, но предприниматели не готовы продать больше 10% доли компании, которые оцениваются в 25 млн рублей.
«Концепция фитнес-студии заключалась в том, чтобы она превратилась в фабрику спортивного контента для онлайн-клиентов и при этом окупала сама себя за счет клиентов, физически приходящих заниматься в студию. Таким образом, имея неограниченные возможности по масштабированию онлайн-сегмента, мы ожидаем получать сверхприбыль. Пока у нас есть неограниченный сегмент онлайн, который может принести сверхприбыль. Поэтому сейчас мы направляем все свои силы на то, чтобы сделать популярную онлайн-платформу, запустить стабильное производство гантелей, которое предположительно появится в феврале 2021 года, наладить маркетинговые каналы продаж. После выхода приложения на платформе iOS, который ожидается в феврале, логичным будет попробовать открыть вторую студию для производства большего количества спортивного контента для онлайн-клиентов. Для этого мы планируем воспользоваться грантами и субсидиями в рамках национального проекта „Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы“», — объясняет Денис.
Сейчас собственные инвестиции предпринимателей в проект составляют 40 млн рублей, и они только приближаются к самоокупаемости. Доля Вячеслава как генерального директора чуть больше, но расходы делят 50 на 50. Правда, помимо этого, признается Денис, есть альтернативные издержки.
«Если мы решим вернуться в банковскую сферу, то будем отставать на эти четыре года. И мы каждый день осознанно ставим это на карту. И надеюсь, как говорил британский политик Уинстон Черчилль, потомки будут это вспоминать как наш звездный час», — говорит Денис.
Никита Мизунов