Рубрика "Мысли в печать"
Сегодня, 1 декабря в новостных лентах широко обсуждаются введённые с сегодняшнего дня изменения в графике движения поездов. Если коротко - поездов на линии работать будет меньше, а ждать их, особенно вечером, придётся дольше.
Стоит сразу сказать, что метрополитен официально не подтверждает эту информацию.
Похожие ограничения уже были известны петербуржцам во время так называемой "первой волны" - тогда в числе прочего не только выросли интервалы движения поездов, но и время работы подземки было сокращено на два часа, с 00:05 до 22:00. Также тогда закрылись вторые вестибюли/выходы станций, а "Новокрестовскую" ("Зенит", прости господи) и вовсе закрыли на вход и выход.
Конечно, такие меры не могли не найти отклик в сердцах горожан, привыкших к пользованию самым скоростным городским общественным транспортом. Из-за длительного ожидания на платформах начали скапливаться толпы разных размеров, а прореженное количество составов никак не хотело способствовать соблюдению социальной дистанций, так активно популяризируемой в самом метро и не только.
Так в чём же дело? Метрополитеновцы сами себе враги что ли?
Ни в коем случае не желая вставать на поприще адвоката подземки, всё-таки хочу отметить один любопытный факт - подземки во всех городах России это невероятно дорогие и весьма убыточные предприятия, которые субсидируется бюджетами своих городов, где-то больше, где-то меньше, но суть от этого не меняется.
Реализуя проездные билеты, будь-то жетоны (у кого они еще есть), карточки, подорожники и тройки, метрополитен только частично покрывает все свои затраты, а их невероятное количество и многие совершенно скрыты от глаза общественности (иногда это плохо).
По информации из открытых источников (например, газеты Коммерсантъ) можно увидеть насколько велика дотация подземки в Петербурге - 21 млрд рублей за 2019 год!
Для понимания и упрощения можно условно показать такой математический пример:
А - Б = В (21 млрд рублей),
где А - это сумма всех затрат, запланированных в предшествующем году (фонд оплаты труда, оплата электроэнергии, водоснабжения, водоотведения, газа, теплоснабжения, ГСМ, топлива, закупка запасных частей и еще миллион всего), учитывающая также различные долговременные и дорогостоящие проекты (капитальные ремонты эскалаторных тоннелей и вестибюлей, закупка новых вагонов, выплата по кредитным обязательствам и пр.);
Б - то, что смог метрополитен заработать сам за счет продажи проездных билетов, сдачи в аренду площадей, рекламы и пр.
Несложно придти логически к тому, что доля от продажи билетов в слагаемом Б является превалирующей. И что получается? Пассажиропоток падает, жетонов покупают меньше, а значит и поступления в Б начинают лихо скудеть.
По сообщению "Коммерсанта" за девять месяцев 2020 года в метро Петербурга перевезли всего лишь 357 млн человек. В прошлом году аналогичный показатель составил 743 млн.
Но А никто не отменял (ну можно чуть-чуть подкорректировать, но много не выгадаешь - отказаться от ремонта вагонов, эскалаторов, закупки новых светильников на эскалаторы нельзя), а циферка В осталась на прежнем уровне. Где деньги-то брать в такой ситуации?
И тут мы смотрим в сторону города уже. Но если бы метрополитен был бы единственном крупной затратой, особенно в свете бушующей пандемии, тогда был бы другой разговор, но сейчас, судя по всему, лишних средств на дополнительные компенсации подземке - нет.
Вот и приходится метрополитену продумывать меры для снижения затрат там, где от этого нет угрозы безопасности движению поездов и жизнедеятельности ответственных систем в ущерб интервалам. Меньше поездов - меньше затрат электроэнергии, меньше износ, меньше ремонт и т.д. И надо понять следующее - метрополитен не может сам единолично принимать подобные меры, только по согласованию с курирующими ведомствами города.
Независимо от того, правдой ли оказались информация или нет (время покажет, но часть друзей и знакомых уже отметила увеличенные интервалы с утра), пассажирам в любом случае останется только адаптироваться. Насколько это, конечно возможно.
Кто не согласен и имеет возможность - переходит или уже перешел на пользованием личным автомобильным транспортом или такси (не очень бюджетная история и не для всех), пересматривает отношение к своему досугу, а вернее к способам достижения культурных и не очень мест для отдыха (например, исключение поездок перед закрытием метро - интервалы могут быть большими - до 8 минут!). В остальном же, конечно, понятно, что от дороги на работу и домой отказаться невозможно. На то оно и метро!
Так что, дорогие друзья, пожелать всем нам приходится только терпения и здоровья. Когда-нибудь это безобразие обязательно кончится.
Спасибо за внимание!
"Мысли в печать" нерегулярная опытная рубрика