Найти тему
Человек-метро

Увеличение интервалов движения поездов в метро Петербурга

Рубрика "Мысли в печать"

Сегодня, 1 декабря в новостных лентах широко обсуждаются введённые с сегодняшнего дня изменения в графике движения поездов. Если коротко - поездов на линии работать будет меньше, а ждать их, особенно вечером, придётся дольше.

Стоит сразу сказать, что метрополитен официально не подтверждает эту информацию.

Похожие ограничения уже были известны петербуржцам во время так называемой "первой волны" - тогда в числе прочего не только выросли интервалы движения поездов, но и время работы подземки было сокращено на два часа, с 00:05 до 22:00. Также тогда закрылись вторые вестибюли/выходы станций, а "Новокрестовскую" ("Зенит", прости господи) и вовсе закрыли на вход и выход.

Новокрестовская. Снимок автора
Новокрестовская. Снимок автора

Конечно, такие меры не могли не найти отклик в сердцах горожан, привыкших к пользованию самым скоростным городским общественным транспортом. Из-за длительного ожидания на платформах начали скапливаться толпы разных размеров, а прореженное количество составов никак не хотело способствовать соблюдению социальной дистанций, так активно популяризируемой в самом метро и не только.

Так в чём же дело? Метрополитеновцы сами себе враги что ли?

Ни в коем случае не желая вставать на поприще адвоката подземки, всё-таки хочу отметить один любопытный факт - подземки во всех городах России это невероятно дорогие и весьма убыточные предприятия, которые субсидируется бюджетами своих городов, где-то больше, где-то меньше, но суть от этого не меняется.

Реализуя проездные билеты, будь-то жетоны (у кого они еще есть), карточки, подорожники и тройки, метрополитен только частично покрывает все свои затраты, а их невероятное количество и многие совершенно скрыты от глаза общественности (иногда это плохо).

Наклонный ход станции "Спасская"
Наклонный ход станции "Спасская"

По информации из открытых источников (например, газеты Коммерсантъ) можно увидеть насколько велика дотация подземки в Петербурге - 21 млрд рублей за 2019 год!

Для понимания и упрощения можно условно показать такой математический пример:

А - Б = В (21 млрд рублей),

где А - это сумма всех затрат, запланированных в предшествующем году (фонд оплаты труда, оплата электроэнергии, водоснабжения, водоотведения, газа, теплоснабжения, ГСМ, топлива, закупка запасных частей и еще миллион всего), учитывающая также различные долговременные и дорогостоящие проекты (капитальные ремонты эскалаторных тоннелей и вестибюлей, закупка новых вагонов, выплата по кредитным обязательствам и пр.);

Б - то, что смог метрополитен заработать сам за счет продажи проездных билетов, сдачи в аренду площадей, рекламы и пр.

Несложно придти логически к тому, что доля от продажи билетов в слагаемом Б является превалирующей. И что получается? Пассажиропоток падает, жетонов покупают меньше, а значит и поступления в Б начинают лихо скудеть.

По сообщению "Коммерсанта" за девять месяцев 2020 года в метро Петербурга перевезли всего лишь 357 млн человек. В прошлом году аналогичный показатель составил 743 млн.

Но А никто не отменял (ну можно чуть-чуть подкорректировать, но много не выгадаешь - отказаться от ремонта вагонов, эскалаторов, закупки новых светильников на эскалаторы нельзя), а циферка В осталась на прежнем уровне. Где деньги-то брать в такой ситуации?

И тут мы смотрим в сторону города уже. Но если бы метрополитен был бы единственном крупной затратой, особенно в свете бушующей пандемии, тогда был бы другой разговор, но сейчас, судя по всему, лишних средств на дополнительные компенсации подземке - нет.

Вот и приходится метрополитену продумывать меры для снижения затрат там, где от этого нет угрозы безопасности движению поездов и жизнедеятельности ответственных систем в ущерб интервалам. Меньше поездов - меньше затрат электроэнергии, меньше износ, меньше ремонт и т.д. И надо понять следующее - метрополитен не может сам единолично принимать подобные меры, только по согласованию с курирующими ведомствами города.

-3

Независимо от того, правдой ли оказались информация или нет (время покажет, но часть друзей и знакомых уже отметила увеличенные интервалы с утра), пассажирам в любом случае останется только адаптироваться. Насколько это, конечно возможно.

Кто не согласен и имеет возможность - переходит или уже перешел на пользованием личным автомобильным транспортом или такси (не очень бюджетная история и не для всех), пересматривает отношение к своему досугу, а вернее к способам достижения культурных и не очень мест для отдыха (например, исключение поездок перед закрытием метро - интервалы могут быть большими - до 8 минут!). В остальном же, конечно, понятно, что от дороги на работу и домой отказаться невозможно. На то оно и метро!

Так что, дорогие друзья, пожелать всем нам приходится только терпения и здоровья. Когда-нибудь это безобразие обязательно кончится.

Спасибо за внимание!

"Мысли в печать" нерегулярная опытная рубрика