Традиционно разбираем "старые песни о главном". Дабы одни прояснили для себя некоторые доселе непонятные вещи, ну а другие, как обычно, самоутвердились в комментариях (ну а где ещё...) :) Итак, обороты двигателя. Какие будут оптимальными? Скажем, для некой усреднённой езды по городу в будни и в выходные по трассе. Конечно, нельзя однозначно грести под одну гребёнку все двигатели мира. Но некие общие правила в данном вопросе всё же есть. Итак.
Рассмотрим некий условный двигатель с сильно усреднёнными характеристиками. Разумеется, без всяких там турбин, изменяемых фаз и прочих ухищрений. Сейчас нам важно понять некие академические принципы работы ДВС. Ниже приведу классический график сил/момента такого мотора.
Вариант №1: всегда давим в отсечку!
Судя по нашему графику, отсечка придётся где-то на 4.5 - 5 тысяч об/мин. Таким образом, система управления двигателем будет отсекать подачу топлива в тот момент, когда ни один из графиков уже точно не будет расти. То есть, повышать скорость вращения коленчатого вала нет уже никакого смысла - быстрее не поедет.
Что плохо: во-первых, перерасход топлива (обороты увеличиваются, а толку нет). Во-вторых, это повышенная нагрузка на кривошипно-шатунный механизм. И в -третьих, резко возрастает вероятность возникновения детонации, которая, как мы знаем, для двигателя крайне-опасна. Что хорошо: повышается эффект самоочистки свечей, клапанов и поршней. Ведь температура в цилиндрах с оборотами увеличивается. Разумеется, за одну прогазовку в год ситуацию никак не исправить, но если активно ездить на постоянной основе, то вероятность закоксовывания поршневых колец и клапанов в долгосрочной перспективе снижается.
Здесь есть нюанс. Если "педалировать" очень уж активно, постоянно держа двигатель на грани отсечки, эффект закоксовывания колец может наоборот увеличиться - масло в критических режимах будет локально кипеть и оседать нагаром на деталях. Поэтому, здесь нужно, что называется, без фанатизма.
Вариант №2: экономим топливо и не крутим мотор
Опять смотрим на график выше. Переключаясь на условных 2000 оборотах в минуту ("чтоб не мучить двигатель"), вы просто не даёте мотору себя работать максимально эффективно. Смотрите: крутящий момент едва-едва добрался до максимума, а вы уже опять переключились выше - обороты упали. Ну а мощность к моменту ваших "экономичных" переключений и вовсе едва достигла половины.
Что плохо: сильно повышаются шансы зарастания нагаром всего что в цилиндрах - об этом уже говорил выше. Кроме того, динамика машины явно унылая: с каждым переключением двигателю снова и снова приходится ползти к пику своих графиков заново.
И ещё, как бы это ни странно прозвучало... Детонация! Да, опять. Ибо, возникает это пагубное явление как на слишком высоких, так и на слишком низких оборотах.
Что хорошо: теоретически, снижается расход топлива. Но только теоретически. Снова напомню: мотор вынужден снова и снова "тянуться" к своим оптимальным рабочим характеристикам. При этом вы волей-неволей (чтобы хоть как-то успевать за потоком) давите педаль газа чаще и сильнее. Что в итоге сводит экономию практически на нет.
Ну и какие обороты оптимальны?..
Что тут сказать - истина где-то посередине... :) Но снова посмотрим на первую картинку с мощностными характеристиками. Переключаясь на 2.5-3 тыс. оборотов, вы будете как раз попадать в тот режим двигателя, когда его мощность ещё продолжает расти, а крутящий момент ещё не совсем сник. Для нашего условного мотора примерно эти обороты переключений и будут оптимальными. В заключение повторюсь, что все двигатели разные - но именно поэтому очень неплохо бы посмотреть на график конкретно вашего двигателя и понять, на каких оборотах ему работать привычно и приятно.
Но всегда помните простое правило: лучше держать обороты чуть повышенными, чем постоянно ездить чуть выше холостых. Почему - надеюсь, подробно и понятно объяснил выше.